Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Епископ Георгий (Садковский Лев Сергеевич)

Дата рождения

Владыка Георгий 11 августа 1933 г. определен был быть епископом Камышинским, викарием Саратовской епархии. 24 августа был назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. С мая 1935 г. — управляющий Саратовской епархией. Арестован в Вольске 13 июня 1935 г., приговорен выездной сессией спецколлегии Саратовского краевого суда 14 января 1936 г. к высшей мере наказания. 14 февраля того же года спецколлегией Верховного суда РСФСР смертный приговор заменен 10 годами лишения свободы. Заключение отбывал на золотодобывающих шахтах на Дальнем Востоке.



Епископ Георгий (Садковский Лев Сергеевич)
 Епископ Георгий (Садковский Лев Сергеевич)

Епископ Георгий (Садковский Лев Сергеевич)[1] родился 20 февраля 1896 г. в семье известного московского протоиерея Сергия Максимовича Садковского. Младший брат Скопинского епископа священномученика Игнатия (Садковского). Окончил Ольховское городское училище Москвы (1906), Заиконоспасское духовное училище (1910), Московскую Духовную семинарию (1916). Призван на военную службу, в декабре 1916 г. выпущен из Александровского военного училища прапорщиком. С марта 1917 г. на Румынском фронте, занимал должность младшего ротного офицера, в октябре произведен в подпоручики, в декабре ранен при занятии г. Яссы румынскими войсками. Находился на излечении в госпиталях Одессы и Новороссийска, перенес тиф, работал в порту. В марте 1919 г. мобилизован в армию генерала А. И. Деникина, служил в штабе в г. Екатеринодаре, в июне направлен на фронт офицером Сводного гренадерского полка. В декабре 1919 г. взят в плен у Царицына, был под следствием Особого отдела 10-й армии, находился в лагере для белых военнопленных. С апреля 1920 г. канцелярский служащий в Царицынской губернии военно-инженерной дистанции, в октябре назначен помощником командира роты Царицынского территориального полка, занимался обучением призывников. В июле 1921 г. отправлен в Симбирск для службы в трудовой армии. Демобилизовавшись в августе 1921 г., переехал к брату Игнатию, в то время епископу Белёвскому, временно управлявшему Тульской епархией.

26 сентября вступил в белёвский в честь Преображения Господня мужской монастырь (в тот момент уже формально закрытый, позднее преобразованный в белёвскую Спасо-Преображенскую общину), 26 ноября пострижен в рясофор с именем Георгий. 3 января 1922 г. епископом Игнатием пострижен в монашество, 22 января рукоположен во диакона и 25 февраля — во иерея, 3 августа назначен благочинным монастыря. Вместе с епископом Игнатием не признал обновленческое Тульское епархиальное управление. 17 января 1923 г. был арестован и 24 августа осужден постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам на 3 года с отбытием срока на Соловках. По окончании заключения вернулся в Тульскую епархию. 4 сентября 1926 г. награжден наперсным крестом. С 1 октября 1926 г. настоятель белёвской Крестовоздвиженской общины монашествующих. 18 июня 1927 г. возведен в сан игумена с возложением палицы, 19 ноября назначен благочинным всех монастырей Тульской епархии и возведен в сан архимандрита. Весной 1928 г. временно служил в с. Тума по приглашению Рязанского архиепископа сщмч. Иувеналия (Масловского), с которым вместе находился в заключении на Соловках. 29 декабря 1929 г. вновь арестован, 3 февраля 1930 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Котласе, Усть-Выми, Ухте, Пинюге, Балахне. Освобожден в декабре 1932 г. В марте 1933 г. принят архиепископом Иувеналием в клир Рязанской епархии, определен настоятелем Благовещенской церкви в г. Касимове, где за короткий срок стал пользоваться доверием и любовью прихожан, увидевших в отце Георгии подлинного духовного руководителя.

Сидят (слева направо): протоиерей Димитрий Федотьев, архимандрит Георгий (Садковский, будущий епископ), протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов; стоят (слева направо): иерей Николай Анатольевич, Анатолий Сергеевич и протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбовы. Перед заключением на Соловки, г. Касимов
 Сидят (слева направо): протоиерей Димитрий Федотьев, архимандрит Георгий (Садковский, будущий епископ), протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов; стоят (слева направо): иерей Николай Анатольевич, Анатолий Сергеевич и протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбовы. Перед заключением на Соловки, г. Касимов

11 августа 1933 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) определен быть епископом Камышинским, викарием Саратовской епархии. Хиротонию, совершенную 13 августа 1933 г. в московском Богоявленском соборе в Елохове, возглавил митрополит Сергий (Страгородский). Городские власти Камышина отказались разрешить служение новому епископу. Прихожане Касимова, скорбевшие об отъезде своего пастыря, обратились к епископу Иувеналию с просьбой оставить епископа Георгия в их городе епископом Касимовским, викарием Рязанской епархии. 24 августа он был назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, по другим данным, он находился в Камышине до ноября 1933 г., затем переехал в Саратов и прибыл в Вольск в марте 1934 г. С мая 1935 г. —управляющий Саратовской епархией. Арестован в Вольске 13 июня 1935 г., приговорен выездной сессией спецколлегии Саратовского краевого суда 14 января 1936 г. к высшей мере наказания. 14 февраля того же года спецколлегией Верховного суда РСФСР смертный приговор заменен 10 годами лишения свободы. Заключение отбывал на золотодобывающих шахтах на Дальнем Востоке.

Находясь днем на общих работах, владыка промокал до нитки, а ночью должен был кипятить на дровяном огне огромную емкость с водой. Чтобы выдержать страшное напряжение, епископ Георгий тайно молился Печерской иконе Божией Матери, что открылось одному прозорливому монаху, ободрившему владыку словами: «Владыка! Печерская Божия Матерь помнит о тебе». Некоторое время в лагере ухаживал за лошадьми, позднее говорил, что пасти лошадей гораздо приятнее и легче, чем пасти людей.

Освобожден в июне 1945 г. по ходатайству Патриарха Алексия I. По вызову Священного Синода прибыл в Москву в ноябре 1946 г. 28 декабря назначен епископом Великолукским и Торопецким.

Здоровье владыки было полностью подорвано. На лбу у него был вырезан крест — свидетельство издевательств, перенесенных в заключении. По воспоминаниям протоиерея Евгения Пелышева, даже во время богослужения, поймав чей-то взгляд, архиерей начинал безудержно смеяться, нервы его были совершенно расстроены.

По причине подорванного здоровья 10 июля 1947 г. переведен епископом Порховским, викарием Псковской епархии, а 27 февраля 1948 г. определен на покой с пребыванием в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, где через 5 дней — 4 марта 1948 г. скончался. Отпевание епископа Георгия, совершенное 9 марта, возглавил Порховский епископ Владимир (Кобец). Епископ Георгий погребен в центральной части монастырских пещер.

 

[1] Подготовлено по:

Подготовил В. В. Теплов.


 

Протоиерей Михаил Ворьбьев
Исповедь «иподьякона»[1]

Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали:

— Батюшка, Вы знаете, она ведь у нас курит.

— Ну что ж,— ответил я,— это не такой уж большой грех.

Успокоившиеся родственники повели меня дальше, но через некоторое время снова остановились.

— Батюшка, она ведь у нас всю жизнь была безбожница, ругала Церковь, а попов на дух не переносила…

Это было уже более серьезное препятствие. Довольно часто недавно пришедшие к вере люди хотят во что бы то ни стало спасти всех своих близких. Делают они это чаще всего неумело, и своими уговорами, а иногда и запугиваниями напрочь отталкивают их от Церкви. Однако неофиты упорны, они умеют ждать, и когда неверующий родственник приходит в состояние, делающее невозможным никакое сопротивление, бегут за священником, уговаривая его пособоровать и причастить умирающего человека. Для таких случаев существует особая «глухая исповедь». Священник перечисляет грехи, надеясь на то, что человек, уже потерявший дар речи, еще слышит его, понимает, о чем идет речь и, может быть, кается в своем сердце. Глубина Божественного сострадания поистине бесконечна. Можно согласиться и на «глухую исповедь», но только в том случае, когда человек, которого предстоит исповедовать, все-таки является верующим и, когда был здоров, исповедовался неоднократно. А здесь безбожница, да еще и курит…

— Может быть, лучше вернуться,— сказал я,— не будет ведь никакой пользы от этого формального причащения… один грех…

— Нет, нет, батюшка,— заторопились родственники,— она сама просила привести священника и именно Вас, и вообще — она в здравом рассудке, и память сохранилась, вот возраст только далеко за восемьдесят. И, Вы знаете, в церковь она никогда не ходила, но всегда передавала записку за упокой, правда, с одним только именем. Так что, пожалуйста, пойдемте.

Пришли. Собравшаяся умирать бабушка оказалась известным в городе санитарным врачом. Окруженная несколькими столь же престарелыми родственницами, она восседала в кресле, обложенная со всех сторон подушками, и было видно, что только в таком положении она могла дышать и говорить. Комната, в которой мы находились, сияла умопомрачительной чистотой и поражала выдержанностью стиля. Настоящая декорация в стиле ретро к фильму вроде «Пяти вечеров» Никиты Михалкова. Мебель пятидесятых годов блестела как новая; настольная лампа с зеленым абажуром, покрытая кружевной салфеткой, соседствовала с первым советским телевизором «КВН», который вместе с линзой, казалось, не далее как вчера сошел с заводского конвейера.

Поздоровавшись, престарелая безбожница попросила меня прочесть молитвы из чинопоследования исповеди, немало удивив такой компетентностью в вопросе меня и всех, кто находился рядом. Я попросил оставить нас наедине, однако старушка пожелала исповедоваться прилюдно. Такой неправославный выверт мне зело не понравился, но я решил не противоречить умирающей, решив, что можно будет прервать разговор, если он зайдет не туда, куда надо. Откашлявшись, она начала:

— Я была иподиаконом у последнего Вольского епископа Георгия…

Эта новость поразила меня необыкновенно. В голове пронеслась мысль о преподобной Марине, которая выдавала себя за монаха Марина, о кавалер-девице Дуровой, про которую даже был снят фильм «Гусарская баллада»… Однако старушка, как бы прочитав мои мысли, продолжала:

— Не считайте меня безумной… Я все хорошо помню… Я действительно была иподьяконом у епископа Георгия (Садковского) в 1933–1936 годах, когда он служил в Вольске.

Бабушка оказалась в совершенно здравом рассудке. Более того, у нее была превосходная память. Она рассказала, что когда была двенадцатилетней девочкой, очень любила ходить в церковь. Во второй половине 30-х был единственный в Вольске православный храм, ранее принадлежавший старообрядцам беглопоповского согласия. Отнятый у них советской властью, он был передан православной общине после закрытия остальных городских церквей.

— Я ходила зимой в шапке-ушанке и была очень похожа на мальчика, тем более голова моя была стриженая,— рассказывала Екатерина Михайловна Иванцова,— прихожанки заставляли меня снимать шапку — говорили, ты же мальчик, тебе нельзя в церковь в шапке! Настоящих-то мальчиков в приходе не было. Но для того чтобы совершать службу архиерейским чином, необходимо было найти хотя бы четырех иподьяконов, которыми в старое время всегда были мальчики. А здесь были только два старика да монахиня из уже разоренного Владимирского монастыря. Так что четвертым иподьяконом Владыка назначил меня. Я заходила в алтарь, выносила свечу, стояла с посохом, помогала облачать архиерея. Владыка меня очень любил, старался угостить чем мог в эти голодные годы, всегда оставлял для меня большую просфору…. Прислуживать ему, быть в церкви для меня всегда было большой радостью.

Жила тогда Екатерина Михайловна в Нагибовке, ходила на службу через весь город. Вспомнила она, что Владыка страдал каким-то тяжелым заболеванием ног. Теперь понимает, что это, скорее всего, были трофические язвы. Он получил эту болезнь во время заключения, и с трудом стоял во время длинных богослужений. Ему сшили мягкие сапоги, которые иногда к концу всенощной пропитывались кровью.

— У Владыки Георгия были замечательные облачения, которые ему присылали монахини из Белева, где он раньше служил. Перед Троицей 1936 года я должна была принести к службе только что присланное зеленое облачение. Когда я с узелком уже подходила к храму, меня встретила плачущая монахиня. Она сказала мне, что службы не будет, потому что Владыка арестован.

Горе, обрушившееся на двенадцатилетнюю девочку, казалось непереносимым. Она плакала, не переставая, несколько дней. Залезала повыше на дерево перед зданием городского отдела НКВД, чтобы за забором в глубине двора видеть иногда выводимого из камеры Владыку. А потом его увезли в Саратов.

— От монахинь я знала, что детская молитва быстрее доходит к Богу. Я молилась как могла, молилась изо всех сил, ночью, днем… Наступили каникулы. И ничто не мешало мне молиться целыми днями. Я так молилась! Но через месяц в Вольск пришла весть, что Владыка Георгий расстрелян… И тогда,— старуха заплакала,— я потеряла веру. Я поняла, что Бога, Который не услышал или не захотел ответить на молитву ребенка, просто нет. И всю жизнь я прожила без веры. Пустота, которая образовалась в моей душе, стала не просто отрицанием существования Бога, она наполнилась обидой на этого несуществующего Бога, обидой на Церковь, на священнослужителей, которые из глупости или корысти обманывают людей. И когда в войну в Вольске вновь открыли церковь, я с отвращением проходила мимо ее открытых дверей, а если вдруг слышала отголосок церковного пения, то просто заболевала на несколько дней…

Господи, какая чудовищная ошибка, подумал я, какое заблуждение — ведь епископ Георгий дожил до 1948 года! Но старуха продолжала:

— Недавно я узнала, что моя молитва всё же дошла до Бога, и Владыка Георгий не был расстрелян. Если бы я это знала тогда… Я поехала бы за ним, туда, где он был в лагере, в ссылке… Я жила бы подле него, стирала бы его одежду, добывала бы еду… Моя жизнь была бы совсем другой. И это главный грех моей жизни, в котором я раскаиваюсь перед смертью. Простите, батюшка!..

Екатерина Михайловна умерла к вечеру. На третий день я отпевал ее, думая о том, как удивительно складываются людские судьбы, как милостив Господь, возвращающий к Себе не по своей воле заблудшие души.

22 сентября 2008 г.

 

[1] Источник: http://www.pravoslavie.ru/37009.html