Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Вязовский Лавр Петрович
Священник

Дата рождения

Священник Лавр Вязовский арестован 17.12.1937 года Салтыковским райотделом НКВД и препровожден в Саратовскую тюрьму. 30.12.1937 года судебная тройка при УНКВД по Саратовской обл. на основании обвинений в участии в к/р церковной группировке, распространении провокационных слухов о голоде в колхозах и клевете на мероприятия соввласти, постановила его расстрелять. 10.01.1938 г. постановление было приведено в исполнение в 22 часа.



Жизнеописание иерея Лавра Вязовского
(25 июля 1857 года — 28 декабря (10 января) 1938 года

 Лавр Петрович Вязовский родился 25 июля 1857 года в г. Саратове[1]. Отец Лавра — дьячок Петр Александрович Вязовский, как отображено в «Ведомости священнослужителей Саратовских городских церквей», служил сначала в Тихвинской церкви при Саратовском тюремном замке (по данным 1852 года), а затем был переведен в Спасо-Преображенскую церковь города Саратова, где служил в 1860 году. По отзыву благочинного саратовских городских церквей протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского († 1861), который был составлен 26 октября 1860 года П. А. Вязовский «хорошего поведения, под судом не был»[2].

Храм в честь Преображения Господня села Зубрилово Тамалинского района Пензенской области
 Храм в честь Преображения Господня села Зубрилово Тамалинского района Пензенской области

По окончании курса в Саратовском духовном училище Преосвященнейшим Тихоном (Покровским; 1821—1885), епископом Саратовским и Царицынским, 16 сентября 1876 года Лавр Вязовский был определен на место псаломщика Ружной[3] церкви села Зубриловки Балашовского уезда. Каменная двухэтажная церковь с шестью престолами, с главным из них в честь Преображения Господня, была построена в 1796 году тщанием князя Сергея Федоровича Прозоровского-Голицына[4]. В этом зубриловском храме находилась уникальная реликвия — ковчег с мощами 132-х святых, который Промыслом Божиим сохранился до наших дней и ныне пребывает в Свято-Троицком соборе Саратова. Спустя почти два года 9 июля 1878 года епископ Тихон посвящает Лавра Вязовского в стихарь.

Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Павла (Вильчинского; 1829—1908) он перемещен в село Малую Сергиевку Балашовского уезда 15 февраля 1884 года. Каменная Сергиевская церковь построена в 1879 году тщанием прихожан и усердием князя Александра Федоровича Прозоровского-Голицына, его супруги Марии Александровны и других благотворителей; однопрестольная: во имя Преподобного Сергия Радонежского[5]. 1 июля 1884 года епископом Павлом он рукоположен в сан диакона.

В 1885 году диакон Лавр был утвержден учителем местной Сергиевской церковно-приходской школы по славянскому чтению и церковному пению и партесному. За свои труды по организации певческого хора при церковно-приходской школе отец Лавр был отмечен в отчете за 1890 год по Балашовскому уезду, где сказано, что он заслуживает должного поощрения[6]. В 1907 году он состоял учителем в следующих школах: одноклассной Сергиевской школе грамоты, в школах грамоты деревень Аннина (в 6 верстах от с. М. Сергиевки) и Шуевка (в 8 верстах), а также церковно-приходской деревни Гришина (в 7 верстах).

Саратовские епархиальные ведомости. N3 от 1 февраля 1891 г. Оф. отд. С. 42-43.
Саратовские епархиальные ведомости. N3 от 1 февраля 1891 г. Оф. отд. С. 42-43.

Епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долганёвым; память 16 июня)[7] 12 мая 1908 года ему было предоставлено место священника в Дмитриевской церкви села Малых Озерок Саратовского уезда. Деревянная церковь в селе была построена в 1799 году тщанием прихожан, престол в ней был во имя святого Великомученика Димитрия Солунского[8]. 13 июля 1908 года Его Преосвященством Преосвященнейшим Палладием (Добронравовым; 1865—1922), епископом Вольским, викарием Саратовской епархии он был рукоположен в сан иерея.

Спустя полтора года 12 ноября 1909 года иерей Лавр Вязовский пишет прошение на имя правящего Архиерея следующего содержания: «климат местности, в которой расположено наше село, весьма пагубно повлиял на здоровье моей жены, страдающей сердцебиением, при таком семейном положении я был вынужден утруждать Ваше Преосвященство, как Милостивейшего Архипастыря о перемещении меня в другой приход; усерднейше прошу Ваше Преосвященство благоволите оказать мне и семье моей Архипастырскую милость»[9]. Отец Лавр сообщает о тяжелом материалом положении своей семьи в связи с тем, что «все мое семейство состоит из восьми душ: лично меня, жены, свояченицы и пятерых детей, из которых четверо учатся на моем собственном содержании»[10].

Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Гермогена 13 ноября 1909 года он был перемещен к Казанскому храму села Еланского Изнаира Сердобского уезда. Священномученик Гермоген добавил условие этого перемещения: «с тем, чтобы он неопустительно предлагал народу поучения и поставил хорошо церковное богослужение и клиросное пение в храме»[11].

Клировая о. Лавра Вязовского 1917 год Ф. 135. Оп. 1. Д. 8223. Л. 4об
Клировая о. Лавра Вязовского 1917 год Ф. 135. Оп. 1. Д. 8223. Л. 4об
Клировая о. Лавра Вязовского 1917 год Ф. 135. Оп. 1. Д. 8223. Л. 5
Клировая о. Лавра Вязовского 1917 год Ф. 135. Оп. 1. Д. 8223. Л. 5

Деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1888 году тщанием прихожан[12]. Одновременно отец Лавр стал законоучителем в местных школах: земской и одноклассной церковно-приходской. В приходе было 364 дома, в которых проживало 1057 мужчин и 1197 женщин, все православного вероисповедания. От сельского общества отец Лавр по данным 1917 года получал содержания 420 рублей, а также от казны 300 рублей.

Согласно резолюции Епископа Саратовского и Царицынского Алексия (Дородницына) 21 июля 1914 года священник Лавр Вязовский награжден набедренником.

Перемена климата не спасла подорванное здоровье супруги — к 1917 году священник Лавр был уже вдов. По документам этого года у него осталось пятеро детей: Петр (род. 1 мая 1881 года) находился на военной службе по мобилизации; Елизавета (род. 15 августа 1883 года) состояла акушеркой фельдшерицей; Таисия (род. 10 мая  1885 года) состояла учительницей в земской школе; Александра (род. 22 апреля 1887 года)  проживала вместе с отцом; Михаил (род. 4 ноября 1895 года) учился в Саратовском университете[13].

В годы Советской власти 6 декабря 1925 года Екатериновским районным административным отделом с коллективом верующих села Еланского Изнаира был заключён договор на право пользования зданием Казанской церкви, 7 мая 1929 года он был перезаключен[14]. Однако, вскоре, вероятно, храм был закрыт и священник Лавр Вязовский стал служить в храме села Большая Каменка Вязовского р-на, престол которого также был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери[15]. Здесь он прослужил до 1932 года, когда храм был закрыт[16]. После этого отец Лавр не оставил без пастырского попечения свою паству и стал совершать требы тайно в домах прихожан.

Глубоким 80-летним стариком в марте 1937 года он переезжает к своей дочери — учительнице в селе Каменка Салтыковского района (ныне Ртищевский район Саратовской области)[17]. Местный храм во имя св. царицы Александры к тому времени был давно закрыт — еще в 1934 году церковное здание было передано в Госфонд[18].

Место Царице-Александровской церкви в селе Каменка Ртищевского района
 Место Царице-Александровской церкви в селе Каменка Ртищевского района

В Каменке отец Лавр совершал требы и жил на иждивении дочери. Вместе со своими помощницами — дочерью церковного старосты П. Е. Толкуновой и Ф. М. Исаевой он предпринял попытку открыть церковь в селе, собирая подписи у сельчан. Такая активность 80-летнего старца была совсем не нужна местным властям.

30 июля 1937 года вышел Оперативный приказ Народного Комиссара внутренних дел СССР № 00447 об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисовестких элементов[19]. В нем утверждалось, что «Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много, в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений».

14 декабря 1937 года Каменским сельсоветом Салтыковского района Саратовского края на священника Лавра Вязовского была дана справка и следующая характеристика (орфографию документов мы приводим без изменений):

«Вязовский проживает на территории Каменского с/с, Салтыковского р-на с марта месяца 1937 года. Имеются компрометирующие сведения, что Вязовский служитель церковного культа «поп», с 1887 года по 1931 год. В данный момент Вязовский проживает на иждивении дочери, настроение Вязовского явно антисоветския, последний всячески старается доказать превосходство старой жизни дескретируя мероприятия Сов. власти»[20].

Каменским сельсоветом даны также характеристики на дочь церковного старосты Толкунову П. Е. и Исаеву Ф. М., которые собирали подписи за открытие сельского храма.[21]

«На Толкунову Прасковию Ефимовну рожд. 1897 г. Происходящая из с. Каменки, Салтыковского р-на, Саратовской обл. Соцпроисхождения кулачка. В 1930 году раскулачено. До 1930 г. в хоз-ве имелось: Дом с надворными постройками, двигател 8 лош. сил, жатка-сноповязалка, 3 рабочих лошади, 2 дойных коровы, отец ее был церковным старостой. В момент раскулачивания имущество все было конфисковано и передано в с/совет. В момент выселок от таковых сбежала. В данный момент проживая на территории Каменского с/х работой не занимается. Существует за счет нетрудовых доходов — (запас старого золота). Пребывание Толкуновой П. Е. на территории Каменского с/с как не трудящаяся является не безвредным»[22].

«На Исаеву Федосию Михайловну рожд. 1887 г. Происходящая из с. Каменки, Салтыковского р-на, Саратовской обл. Исаева проживая на территории Каменского с/с с 1907 года имеет следующие компрометирующие сведения: В 1930 году активная участница возстания против Сов. власти, трясла за груди уполномоченных, доходя до кусания пальцев. За что отбывала по линии Н.К.В.Д.[23] Исаева в данное время единоличница. Проводит антисоветскую агитацию за не выгодность колхо[зо]в. Проводимые мероприятия к таковым Исаева относится насмешливо. Пребывание Исаевой на территории Каменского с/с является вредным»[24]

16 декабря были допрошены три колхозника колхоза «Красный Октябрь». Лжесвидетелями их назвать нельзя, поскольку, как впоследствии стало ясно, их показания без их ведома были значительно расширены в нужную для следствия сторону.

17 декабря 1937 года Салтыковским райотделом НКВД был выдан ордер № 283 на производство обыска, выемки и ареста Вязовского Л. П.[25], в этот же он был арестован[26] и препровожден в Саратовскую тюрьму[27].

20 декабря состоялся единственный допрос иерея Лавра Вязовского.

«Вопрос: Скажите, Вязовский, сколько времени, вы были служителем церковного культа?

Ответ: Служителем церковного культа я был в течение 55 лет.

Вопрос: В каком году, вы оставили службу в церк[в]и.

Ответ: Службу в церкви я прекратил в 1932 году в с. б. Каменка Вязовского р-на. После чего, я стал ходить по отдельным гр[ажда]нам с обрядами, т.е. в момент когда стали закрывать церкви.

Вопрос: Вам предъявляется обвинение, в том, что вы проживая в с. Каменка, рапространяли к-р слухи о гибели Сов. власти, вы признаете себя виновным?

Ответ: Я отрицаю это.

Вопрос: Вы имея связь, с кулаками Исаевой и Толкуновой, распространяли разные к-р церковные слухи, кроме того клеветали с к-р позиций на новую Конституцию СССР, вы признаете это?

Ответ: Нет, я не признаю это.

Вопрос: Что вы можете дополнить к показаниям?

Ответ: Больше ничего. Записано правильно мне зачитано вслух»[28].

Анкета арестованного. Лист 1.
 Анкета арестованного. Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 15
Анекта арестованного. Об.
 Анекта арестованного. Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 15 об.

П. Е. Толкунова[29] и Ф. М. Исаева[30] были арестованы одновременно с отцом Лавром, на своих допросах они полностью отрицали все возводимые на них обвинения[31].

18 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение по следственному делу № 20453 по обвинению Вязовского Л. П., Толкуновой П. Е., Исаевой Ф. М. Помощник оперуполномоченного Салтыковского РО УНКВД утверждал, что: «А/с деятельность кулаков-церковников Вязовского Л. П. Толкуновой П. Е. Исаевой Ф. М. подтверждена свид[етельскими] показаниями, а по этому постановил: Следственное дело № 20453 по обвинению гр-н: Вязовского Лавра Петровича, Толкуновой Прасковьи Ефимовны, Исаевой Феодосии Михайловны, направить на рассмотрение Тройки УНКВД по Сар[атовской] обл[асти]»[32].

 Выписка из протокола заседания судебной тройки о расстреле о.Лавра Вязовского
 Выписка из протокола заседания судебной тройки о расстреле о.Лавра Вязовского. Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 31

30 декабря 1937 года судебная тройка при Управлении НКВД по Саратовской области на основании обвинений в участии в к/р церковной группировке, распространении провокационных слухов о голоде в колхозах и клевете на мероприятия соввласти, постановила Лавра Петровича Вязовского расстрелять[33]. 10 января 1938 года постановление было приведено в исполнение в 22 часа[34].

Прасковия Ефимовна Толкунова и Феодосия Михайловна Исаева были осуждены на заключение в концлагерь сроком на 10 лет каждая[35].

7 октября 1938 года от з/к Пезмогского колхоза Локчимлага НКВД Коми АССР Феодосии Михайловны Исаевой на имя Верховного прокурора СССР А. Я. Вышинского была написана жалоба[36], в которой она полностью отрицала свою вину и, в частности, сообщалось следующее: «Следователем были записаны мои показания, но я не знаю, что он написал, так как я неграмотна. Когда он попросил меня подписать мои показания и я ему ответила, что писать не имею, тогда он дал мне перо в руку, и взяв мою руку в свою, вывел на бумаге мою фамилию»[37]. Подобные обращения от нее, ставшей в лагере инвалидом[38], в 1939 году были также написаны: повторно на имя Верховного прокурора[39], а также Наркома внутренних дел СССР Л. П. Берия[40].

В 1939 году в связи с поступившей жалобой Ф. М. Исаевой дело было истребовано и перепроверено прокурором Салтыковского района, — в отношении Исаевой и Толкуновой были передопрошены двое свидетелей, которые не подтвердили свои показания данные ими на допросе в 1937 г. о к/р агитации Исаевой и Толкуновой, а один свидетель не был передопрошен. В связи с тем, что свидетели не подтвердили свои показания, 26 декабря 1939 г. в отношении Исаевой и Толкуновой был принесен протест на постановление тройки на предмет отмены как неправильного, а в отношении о. Лавра Вязовского протеста не приносилось[41].

20 февраля 1940 года «свидетели обвинения» по делу отца Лавра были допрошены еще раз. Один из «свидетелей» рассказал о том, каким образом в действительности производилось следствие над священником Лавром Вязовским, П. Е. Толкуновой и Ф. М. Исаевой:

«Вопрос: Вы подтверждаете свои показания от 16/XII-37 г. даденные вами на предварительном следствии по делу Толкуновой П. Е. и Исаевой Ф. М.

Ответ: 16 декабря 1937 г. меня вообще по делу Толкуновой П. Е. и Исаевой не допрашивали, я о них не давал никаких показаний.

Вопрос: Зачитываю вам дословно ваши показания от 16/XII-37 г. и подтверждаете ли их?

Ответ: Протокол допроса от 16/XII-37 г. мне прочитал дословно но я такие показания категорически отрицаю, следователь в то время меня спрашивал только о Вязовском, о котором я только и сказал что Вязовский действительно по соц. положению является служитель культа т.е. поп в прошлом.

Вопрос: Почему вы подписывали протокол и зачитывался ли вам протокол.

Ответ: Мне протокол был зачитан не так как в нем написано, мне было зачитано всего три-четыре строки. Только о Вязовском что он действительно поп, что касается антисоветских разговорах со стороны Толкуновой Исаевой и Вязовского мне совершенно зачитано не было по этому я не знал что было написано в протоколе и подписал протокол.

Больше дополнить следствию ничего не могу записано с моих слов правельно мне прочтено»[42].

Другой «свидетель» также впервые видел, то, что послужило обвинением отца Лавра.

Вопрос: Зачитываю вам ваши показания даденные вами на предварительном следствии от 16 декабря 1937 г. по делу Толуновой П. Е. и Исаевой Ф. М. и подтверждаете ли вы их?

Ответ: Протокол от 16/XII-37 г. моих показаний мне зачитан от строчки до строчки я эти «свои» показания отрицаю.

Вопрос: Почему вы отрицаете свои показания.

Ответ: Потому что я по вопросу а/с разговорах Толкуновой П. Е. и Исаевой Ф. М., а также Вязовского Л. П. не давал.

Вопрос: Вам зачитывался протокол вашего допроса.

Ответ: Я сейчас не помню зачитывался или нет.

Вопрос: А почему вы подписывали протокол, и знали ли вы что было написано в протоколе.

Ответ: Мне просто было предложено следователем подписать протокол, а что было написано в протоколе я не знал» [43].

Еще один также отказался от записанных за ним слов.

«Вопрос: Вы подтверждаете свои показания даденные вами на предварительном следствии от 16/XII-37 г. по делу Исаевой Ф. М.

Ответ: Да я свои показания от 16/XII-37 г. подтверждаю.

Вопрос: Зачитываю вам ваши показания от 16/XII-37 г. подтверждаете ли вы их полностью.

Ответ: Протокол мне зачитан дословно, но я полностью не подтверждаю, я могу только подтвердить, что действительно Исаева в 1930 г. была участницей восстания, что же касается других показаний я совершенно не давал и этого мне в протоколе зачитано не было, об а/с разговорах (мне) со стороны Исаевой мне ничего не известно»[44].

Однако были дополнительно допрошены несколько односельчан, в частности представители местной власти, которые подтвердили правильность обвинений в адрес Ф. М. Исаевой и П. Е. Толкуновой. О священнике Лавре Вязовском в их показаниях не было сказано ничего.

После этого решение по данному делу не выносилось более года, наконец, в апреле 1941 года рассматривавший архивно-следственное дело помощник оперуполномоченного 2-го отделения КРО Управления НКГБ писал следующее:

«Передопрошенные свидетели в 1940 году... от своих показаний об антисоветской деятельности осужденных отказались.

Допрошенный дополнительно свидетель… показал, что ИСАЕВА Феодосия Михайловна являясь враждебно настроенной к Советской власти проводила антисоветскую агитацию среди своего окружения, направленную против мероприятий партии и Правительства, клеветала на колхозное строительство при этом заявляя:

«...Мне Ваши колхозы не нужны, в этих колхозах народ погибает с голоду. При царском правительстве жизнь была лучше, чем при Советской власти».

В 1930 году в момент раскулачивания ИСАЕВА организовала кулацкое восстание, призывала кулацкий элемент на восстание и уничтожать представителей Советской власти, которые будут проводить раскулачивание.

Аналогичные показания свидетеля... Свидетели... факты антисоветской деятельности осужденной ТОЛКУНОВОЙ Прас. Ефим. не подтвердили, но полностью подтверждают, что она из социально чуждой среды. Это же подтверждается справками сельсовета.

Руководствуясь приказом НКВД СССР от 23-го апреля 1940 года №-0165,

ПОСТАНОВИЛ:

решение бывшей судебной тройки Управления НКВД по Саратовской области от 30-го декабря 1937 года о заключении ТОЛКУНОВОЙ  П. Е. и ИСАЕВОЙ О. З. в концлагерь, сроком на ДЕСЯТЬ лет каждую — ОСТАВИТЬ В СИЛЕ, протест Облпрокурора от 14-го декабря 1939 года — ОТКЛОНИТЬ, о чем поставить в известность копией настоящего постановления»[45].

4 мая 1941 года Прокурор отдела по спецделам Саратовской Облпрокуратуры вынес следующее постановление: «Жалобу ИСАЕВОЙ оставить без удовлетворения. С постановлением УНКВД об оставлении в силе решения тройки — СОГЛАСИТЬСЯ, о чем сообщить жалобщице».[46]

26 июля 1989 года священник Лавр Петрович Вязовский, Прасковья Ефимовна Толкунова, Феодосия Михайловна Исаева были реабилитированы на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50 годов» [47].

Расстрелянный в Саратове священник Лавр Вязовский — коренной саратовец, беспорочно прошедший свой жизненный путь, служа пред Престолом Божиим в различных сельских храмах саратовского края. На склоне своих лет, уже будучи глубоким старцем, отец Лавр не оставлял заботы о храме Божием и будучи насильственно лишен возможности литургисать, совершал Таинства Крещения, отпевал почивших христиан и не оставлял стремления вернуться к алтарю. Надежде послужить в храме села Каменка не суждено было сбыться. Но за теплую молитву и праведную жизнь Господь увенчал его нетленным венцом — честью принять мученическую смерть от безбожных властей[48].

 

[1] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 15.

[2] Государственный архив Саратовской области (далее — ГАСО). Ф. 1132. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.

[3] Ружный храм содержался не прихожанами, а государством, дававшим ругу — особую плату за содержание причта.

[4] Основатель имения — С. Ф. Голицын (1748-1810) известен как боевой генерал, участник суворовских кампаний, кавалер российских и иностранных орденов. Церковь каменная двухэтажная с отдельной колокольней. Престолы: в честь Преображения Господня, Сергия Преподобного, Великомученицы Варвары, св. Евфимия, Преподобного Лазаря и св. Афанасия Великого. Две часовни: одна в церковной ограде, под названием «памятник», каменная с престолом в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», и другая в деревне Однодворцах, на кладбище, деревянная, с престолом во имя святого Архистратига Михаила. Приписные деревни: Варварино, Яковлевка, Федоровка, Однодворцы, Барышниково и Пески. Справочная книга Саратовской епархии за 1912 год. Саратов, 1912. С. 179–180. В Зубриловке хранился ковчег с мощами святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых (всего 132 частиц мощей). Мощевик в Советские годы хранился в Саратовском областном музее краеведения. 14 января 2005 г. святыня была торжественно передана Саратовской епархии, ныне хранится в Свято-Троицком соборе г. Саратова.

[5] Справочная книга Саратовской епархии за 1912 год. Саратов, 1912. С. 176.

[6] Саратовские епархиальные ведомости. № 3 от 1 февраля 1891 г. Оф. отд. С. 42-43.

[7] Священномученик Гермоген причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

[8] Была приписная деревня Трубетчина со школой грамоты. Справочная книга Саратовской епархии за 1912 год. Саратов, 1912. С. 56.

[9] Решение Консистории по прошению священника с. Малых Озерок Саратовского уезда Л. Вязовского, о переводе его в с. Еланский Изнаир Сердобского у. Начато 16.11.1909, окончено 20.11.1909. ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6309. Л. 1.

[10] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6309. Л. 1.

[11] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6309. Л. 1.

[12] Было три приписные деревни: Ивановка, Павловка, Свиридовка (через овраг). Справочная книга Саратовской епархии за 1912 год. Саратов, 1912. С. 362.

[13] Клировая ведомость Казанского храма села Еланского Изнаира
Сердобского уезда за 1917 год. ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8223. Л. 2–9.

[14] Материалы из личного архива А. Сдобникова. Документы из архива Екатериновского райисполкома. См.: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2759&Itemid=165

[15] Деревянная церковь в селе Каменка Саратовского уезда была построена в 1860 году. Справочная книга Саратовской епархии за 1912 год. Саратов, 1912. С. 34.

[16] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 17.

[17] В селе Каменный Враг (так называлось село до 1917 года) церковь была деревянная, построенная в 1894 году тщанием крестьян и землевладельцев: князя Александра Львовича и княгини Елены Александровны Гагариных, действительного статского советника Федора Ивановича Тимирязева, Николая Макаровича Лещева и Николая Ивановича Медведева, однопрестольная во имя св. царицы Александры. Бывшая при церкви колокольня за ветхостью была разобрана. Была приписная деревня Рулевка. Была в приходе церковно-приходская школа. Дом священника был церковный, а псаломщика общественный. Справочная книга Саратовской епархии за 1912 год. Саратов, 1912. С. 365.

[18] Постановлением Президиума Саратовского Краевого Исполкома Советов РКиК депутатов от 19 июня 1934 года церковь в с. Каменка была закрыта, здание передано в Госфонд для использования на строительство школы. Материалы из личного архива А. Сдобникова. Документы из архива Екатерининского райисполкома. См.: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2757&Itemid=165

[19] http://www.memo.ru/history/document/0447.htm

[20] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 2.

[21] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 4, 6.

[22] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 4.

[23] Инициатор арестов о. Лавра, Ф. М. Исаевой и П. Е. Толкуновой об этом рассказала следующее: «будучи в 1930 году я как член с/совета, со мной вместе представитель РК ВКП(б) т. N по решению общего собрания трудящихся с. Каменки, пришли конфисковать имущество у кулака Исаевой Евдокии Никифоровны, в это время в дом ворвалась гр-ка Исаева Ф. М. всячески начала издеваться над представителем сов. власти т. N набросилась на N стал кусать последнему руки, нанесла зубами раны на руках, при этом заявляла «У нас нет никаких кулаков и раскулачивать никому не позволим... Исаева организовывала кулацкое восстание, взбиралась на церковь звонила в колокол призывала кулацкий элемент на восстание и уничтожать представителей сов. власти которые будут проводить раскулачивание и коллективизацию, после чего в с. Каменку выехал вооруженный отряд на усмирение кулацкого восстания, в это время была арестована в числе кулаков и Исаева Ф. М. См.: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 66–66об.

[24] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 6.

[25] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 13.

[26] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 14.

[27] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 15об.

[28] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 17.

[29] Толкунова Прасковья Ефимовна, родилась в селе Каменка в 1899 году, дочь крестьянина — церковного старосты Александрийской церкви в селе Каменка. В 1930 году была раскулачена, от выселения сбежала. См.: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 21.

[30] Исаева Феодосия Михайловна, родилась в 1881 году в деревне Драгуновка (на момент ареста Салтыковского района), в крестьянской семье. Участница «кулацкого восстания» в 1930 году. В 1930 году была судима за участие в кулацком восстании, органами НКВД на 2 года, срок наказания отбывала в Аткарской тюрьме 11/2 года. У нее был 14-летний сын Петр Алексеевич Исаев. См.: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 25.

[31] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 22, 27, 27об.

[32] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 28об.

[33] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 31.

[34] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 32.

[35] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 29, 30.

[36] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 35–36об.

[37] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 36.

[38] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 51.

[39] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 45–46.

[40] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 51, 51об.

[41] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 83.

[42] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 58, 58об.

[43] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 60.

[44] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 62.

[45] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 80, 81.

[46] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 83.

[47] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 87, 88, 89.

[48] Известна судьба одного из его сыновей — Петр Лаврович Вязовский в 1937 году был доцентом комплексной кафедры географии университета г. Ростова-на-Дону (См.: http://mmedia0.cc.rsu.ru/www/rsu$elements$.info?p_es_id=5003900000000). По воспоминаниям Ариадны Фаддеевны Червинской (в девичестве Зелинской) подруги его дочери Галины Петровны (внучки о. Лавра), П. Л. Вязовского по доносу арестовали и приговорили к восьми годам лагерей, как «врага народа» и он был уничтожен в 1941 году при отступлении войск Красной Армии. Как вспоминает А. Ф. Червинская, после разоблачения культа личности Сталина Галина Вязовская узнала о судьбе отца Петра Лавровича Вязовского: «В 1941 г. при наступлении фашистов на Ростов осужденных погрузили в товарный состав и вывезли за пределы города, но далеко вывезти не удалось, так как враги отрезали пути. Тогда нашими властями был дан приказ облить вагоны бензином и поджечь. Люди сгорели заживо». См.: Ариадна Червинская. Из пережитого. Мемуары. http://www.kovcheg-kavkaz.ru/issue_7_52.html