Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Архиепископ Андрей (Комаров Анатолий Андреевич)

Дата рождения

Архиепископ Андрей несколько раз подвергался аресту. Жил в крайней бедности, подвергался оскорблениям и даже побоям со стороны хулиганов-атеистов. Последний раз был в заключении с 13 июля по 7 сентябрь 1941 г., освобожден в связи с прекращением дела.



Архиепископ Андрей (Комаров Анатолий Андреевич)[1] родился 26 июня 1879 г. в с. Андросовка Николаевского уезда в семье священника Самарской епархии. В 1901 г. окончил Самарскую духовную семинарию, 8 августа 1901 г. рукоположен во священника, служил настоятелем прихода в с. Хворостянка. Овдовев, в 1904 г. поступил в Казанскую духовную академию, окончил ее в 1908 г. студентом, в следующем году, после сдачи дополнительных экзаменов, получил степень кандидата богословия.

Служил законоучителем средних учебных заведений и настоятелем храмов при них (в том числе в Новоузенском реальном училище).

Кирилло-Мефодиевская церковь в 1-й мужской гимназии г. Саратова.
 Кирилло-Мефодиевская церковь в 1-й мужской гимназии г. Саратова.

С 1914 г. настоятель Кирилло-Мефодиевской церкви в 1-й мужской гимназии г. Саратова. С 12 августа 1921 г. настоятель саратовской Спасо-Преображенской церкви. Много потрудился в собирании средств на нужды голодающих и беспризорных детей, за что получил благодарственное письмо от председателя общества «Друг детей» Н. К. Крупской.

Архиепископ Андрей (Комаров Анатолий Андреевич)
 Архиепископ Андрей (Комаров Анатолий Андреевич)

Когда в 1922 г. архиепископ Саратовский Досифей (Протопопов) был арестован и Саратов стал одним из центров обновленчества, свящ. Анатолий Комаров мужественно противостоял раскольникам. В 1923 г. за твердость в Православии удостоен сана протоиерея. По благословению находившегося в заключении свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, 29 декабря 1923 г. о. Анатолий принял постриг с именем Андрей, 30 декабря возведен в сан архимандрита, а 31 декабря Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. С 1(14) января 1924 до возвращения архиепископа Досифея 6 марта 1926 г. временно управлял Саратовской епархией. С 1926 года последовательно был викарным епископом Новоторжским (Тверская епархия). С 2 января 1928 г. — епископ Петровский Саратовской епархии. Позднее был епископом Вольским. В октябре 1929 г. в связи с арестом Астраханского архиепископа Филиппа (Ставицкого) епископ Андрей переехал в Астрахань.

Будучи епископом Вольским, в 1929–1931 гг. управлял Астраханской епархией. После издания Священным Синодом указа об увольнении на покой сосланных и заключенных архиереев владыка Андрей прекратил возношение на богослужениях имени архиепископа Филиппа, находившегося в тюрьме. Оскорбленные верующие несколько раз не допускали его в храмы на службы, а архиепископ Филипп запретил епископу Андрею служить в Астраханской епархии. С сентября 1930 по февраль 1931 г. епископ Андрей находился под арестом, епархией управлял Енотаевский епископ сщмч. Алексий (Орлов). 30 сентября 1933 г. владыка Андрей был назначен епископом Астраханским, 3 января 1934 г. возведен в сан архиепископа. Никогда не уклонялся в расколы и не отделялся от Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), хотя не всегда одобрял его решения, о чем сообщал ему при встречах и в переписке.

В 1935 г. архиепископ Андрей был обвинен в неуплате долгов и приговорен к штрафу. После суда в 1936 г. архиепископ Андрей устранился от управления епархией и не совершал богослужений, в это время в Астраханской епархии оставался действующим лишь один храм. 27 апреля 1939 г. временно уволен на покой, в октябре 1939 г. назначен с титулом архиепископа Куйбышевского на место приходского священника Покровской церкви в Куйбышеве — единственного открытого канонического прихода, где была сосредоточена вся легальная церковная жизнь епархии. Прежнему священнику паства храма не доверяла. С приездом архиепископа Андрея нестроение в приходе прекратилось. Служил он ежедневно, накануне праздничных дней по 2 всенощных бдения. Жил в крайней бедности, подвергался оскорблениям и даже побоям со стороны хулиганов-атеистов. Будучи аполитичным и осторожным, избегал опасных знакомств, никого не принимал у себя дома. Тем не менее подвергся аресту, с 13 июля по 7 сентябрь 1941 г. был в заключении, освобожден в связи с прекращением дела.

С 25 сентября 1941 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский, с 9 декабря 1941 г. — Саратовский. К 1941 г. в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма. По ходатайству архиепископ Андрея в 1942 г. в Саратове был открыт кафедральный Троицкий собор, ранее принадлежавший краеведческому музею. 28 мая 1942 г. в связи с назначением архиепископа Горьковского Сергия (Гришина) на Харьковскую кафедру архиепископ Андрей был переведен в Горьковскую и Арзамасскую епархию, но, поскольку назначение архиепископа Сергия осуществить не удалось, 13 июля 1942 г. владыка Андрей был оставлен в Саратове. С 26 августа 1942 г. архиепископ Казанский. Проявил особое попечение о сборе средств раненым и солдатским сиротам, за что отмечен правительственными наградами. В декабре 1943 — марте 1944 г. участвовал в зимней сессии Священного Синода РПЦ. Патриарх Сергий поручил ему рассматривать прошения о назначении на приходы священнослужителей, которые в прошлом отрекались от священства. Вынося суждения, архиепископ Андрей обнаруживал уместную строгость, в частности, не одобрял архиерейской хиротонии еп. Питирима (Свиридова), которого он знал как не имевшего должной стойкости.

Архиепископ Андрей (Комаров Анатолий Андреевич)
 Архиепископ Андрей (Комаров Анатолий Андреевич)

28 января 1944 г. он был назначен на Днепропетровскую и Запорожскую кафедру, которую занимал до своей кончины. В Днепропетровской епархии архиепископ Андрей запретил в священнослужении клириков, имевших неканоническое поставление (от самочинных и раскольнических лжеархиереев). Строго относился к выбору кандидатов на священные степени. Сумел сохранить несколько сот приходов епархии и женский монастырь, открытые во время немецкой оккупации. Много проповедовал, слово его производило неизгладимое впечатление на паству своей искренностью, теплотой и тем, что за его поучениями стоял личный духовный опыт. Скончался 17 июля 1955 г., погребен в ограде Троицкого собора г. Днепропетровска (ныне — г. Днепр).

 

[1] Подготовлено по: http://www.pravenc.ru/text/115248.html.

Подготовил В. В. Теплов.