Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Архиепископ Николай (Амасийский Николай Васильевич)

Дата рождения

Архиепископ Ростовский Николай трижды подвергался арестам. В 1925 году был осужден и приговорен к ссылке на два года. 16 ноября 1935 года Особым Совещанием при НКВД СССР приговорен к 3 годам административной ссылки в Башкирию. Во время немецкой оккупации в 1942 году встал во главе учрежденного немцами Епархиального управления, находился в юрисдикции Украинской Автономной Церкви Московского Патриархата.



Архиепископ Ростовский Николай (в миру Николай Васильевич Амасийский) [1] родился 6 декабря 1859 года в Самарской губернии. Окончил Самарскую учительскую семинарию в 1878 году.

Работал учителем, затем служил псаломщиком Михаило-Архангельской церкви села Савельевки Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Краснопартизанский район Саратовской области). 14 марта 1888 года рукоположён в сан диакона и назначен к той же церкви.

В 1900 году рукоположён в сан священника и назначен в клир Михаило-Архангельской церкви села Давыдовки Николаевского уезда Самарской губернии. После того, как 21 декабря 1904 года сгорел деревянный храм в селе Давыдовка, приходской священник Николай Васильевич Амасийский — человек энергичный, влюбленный в свой приход собрал сельчан и обратился к ним с предложением о строительстве каменного храма. Стоимость работ исчислялась суммой тридцать тысяч рублей. При помощи благотворителей из самой Давыдовки и Николаевска (большую часть пожертвовал купец Паисий Михайлович Мальцев), очень красивый Михаило-Архангельский храм был построен. Освятил его викарий Самарской епархии епископ Николаевский Тихон (Оболенский) по единоверческому чину 22 октября 1907 года. Торжественная архиерейская служба по дониконовским книгам вызвала среди населения Давыдовки, по преимуществу старообрядческого, серьезное движение в пользу присоединения к Церкви.

 Храм села Давыдовка
Старый храм села Давыдовка

Он является отцом священномученика Николая Николаевича Амасийского.

После кончины супруги в 1922 году отец Николай был избран духовенством и мирянами градского и пригородного округов города Пугачева кандидатом во епископа Пугачевского. Для принятия хиротонии отец Николай поехал в Москву, но оказался у обновленцев так называемого союза «Церковное возрождение». 9 декабря 1922 года был хиротонисан во «епископа». Хиротонию возглавил обновленческий «митрополит» Антонин (Грановский). По приезде в Пугачев, был торжественно встречен на вокзале председателем исполкома, который сказал ему приветственную речь, что произвело большое впечатление на народ. Однако многим запомнилась и встреча в кафедральном соборе, когда встречавший его отец Павел Попов всенародно задал «епископу» вопрос: «Дверьми ли входишь, Владыко, или прелазишь инуде?»  В апреле-мае 1923 года был участником «Второго всероссийского поместного собора» (первого обновленческого). 21 июня 1923 года он был назначен «епископом» Троицким, временно управляющим Уральской обновленческой епархией, но жил по-прежнему в Пугачеве.

 Николай (Амасийский), епископ
 Николай (Амасийский), епископ

В конце 1923 года «епископ» Николай принес покаяние, которое принимал лично Святейший Патриарх Тихон (Беллавин). Очевидцы рассказывали, что в самый момент покаяния среди хмурого, облачного дня неожиданно выглянуло солнце и на престол упал яркий солнечный луч, на мгновение озаривший Патриарха. Присутствовавшие были поражены этой картиной и считали солнечный луч указанием на искренность и полноту раскаяния епископа; другие же были склонны видеть в нем указание на особенное горение духа в самом Патриархе, на то, что в данный момент Святейший чувствовал особый подъем. Сам епископ Николай рассказывал, что, когда он, после публичного раскаяния, возвращался с амвона в алтарь, патриарх Тихон стоял на горнем месте и плакал, а около его головы был светлый ореол. Поскольку среди рукополагавших его раскольников были архиереи «старого» поставления, был принят в сущем сане и оставлен на кафедре православного епископа Николаевского. Но фактически после покаяния в Пугачеве не служил.

21 января 1924 года назначен епископом Кустанайским. С 12 апреля того же года — также временно управляющий Челябинской епархией. В 1924 года был арестован в городе Троицке Челябинской области и в порядке принудительных работ очищал выгребные ямы. В апреле 1925 года был назначен епископом Троицким, викарием Челябинской епархии. В 1925 году был осужден и приговорен к ссылке на два года, которую отбывал в Кубанской области. С декабря 1927 по март 1928 года значился опять епископом Пугачевским, но фактически к управлению не приступал.

С марта 1928 года — епископ Ейский, викарий Ставропольской епархии. C 30 ноября 1931 по 22 ноября 1933 года — временно управляющий Ростовской епархией. С 22 ноября 1933 года — епископ Ростовский-на-Дону. В 1934 году возведен в сан архиепископа. 23 мая 1935 года был арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной группе». 16 ноября того же года Особым Совещанием при НКВД СССР приговорен к 3 годам административной ссылки в Башкирию, считая срок со дня ареста. Был отправлен в ссылку по этапу. В 1936 году был уволен на покой. Весь срок ссылки пробыл в Уфе.

После того, как архиепископ Николай отбыл две трети срока ссылки (23 мая 1937 г.), по закону он имел право на условно-досрочное освобождение. В августе 1937 года его дочь, Т. Н. Юдичева, проживавшая в Ростове-на-Дону, дважды обращалась в БашНКВД с ходатайствами о досрочном освобождении отца. Из ее заявления от 16 августа 1937 года:

«...Ему 78 лет, в полном смысле он инвалид, совершенно не способен ни к какому труду. У него порок сердца, бывают сердечные припадки, отекают ноги, болят почки, парализована правая рука, левая нога. Средства, которые имелись, все прожиты, и дальше существовать совершенно не на что. Я являюсь его дочерью и прошу Особую комиссию сократить срок ссылки и разрешить взять его на свое иждивение». На этом заявлении — виза: «Отказать». Второе заявление также не имело успеха.

29 мая 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР не разрешило освобождать архиепископа, приговорив его к дополнительной ссылке в Среднюю Азию сроком на 3 года. Он был заключен в Уфимскую тюрьму, где провел больше месяца, так как этап в Алма-Ату был сформирован не очень быстро. В 1941 году был освобожден, переехал в Ростов-на-Дону.

Во время немецкой оккупации Ростова-на-Дону в июле 1942 года встал во главе учрежденного немцами Епархиального управления. С конца 1942 года находился в юрисдикции Украинской Автономной Церкви Московского Патриархата с титулом «Ростовский и Северокавказский», в храмах епархии возносилось имя митрополита Сергия (Страгородского). По показаниям епископа Таганрогского Иосифа (Чернова), «архиепископ Николай сообщил мне о своей церковной службе и о том, как его два раза вызывали в гестапо по случаю его высказываний, направленных против немцев». За время оккупации епископу Николаю удалось открыть 243 храма.

В ноябре 1943 года при отступлении немцев архиепископ Николай был вывезен в Одессу, затем эвакуирован немцами в Румынию вместе с небольшой свитой и родной сестрой. В послании патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) православной пастве епархии от 20 марта 1943 года, посвященном освобождению Ростова-на-Дону, он осудил епископа Николая за работу «по указке немцев».

В Румынии архиепископ Николай проживал в монастыре Кэлдэрушани и монастыре Черника. Перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Скончался 31 января 1945 года в Румынии и похоронен близ часовни на архиерейском участке кладбища монастыря Черника неподалеку от Бухареста.

Кладбищенская церковь Святого Лазаря в монастыре Черника, Бухарест (Румыния)
 Кладбищенская церковь Святого Лазаря в монастыре Черника, Бухарест (Румыния)

В настоящее время в Румынской Православной Церкви собираются материалы к прославлению архиепископа Николая в лике святых.

 

[1] Подготовлено по: Н. И. Cулейманова. «Слобода Мечетная – г. Николаевск — г. Пугачев» (http://www.pi-center.ru/), открытой православной энциклопедии «Древо», Dudu Velicu. Biserica Ortodoxă în perioada sovietizării României. Подготовили: священник Максим Плякин, В. В. Теплов.