Дата рождения
Епископ Петр в 1923 году был приговорён к трём годам заключения в Соловецких лагерях. После отбытия заключения в сане архиепископа арестован 28 октября 1936 года, его дело рассматривалось в закрытом заседании специальной коллегии областного суда 12 февраля 1937 года. Он был признаны виновным и приговорен к пяти годам лагерей и трем годам поражения в правах. По сведениям зарубежных изданий, умер 16 мая 1937 года. Место смерти – воронежская тюрьма или лагерь – не установлено.
Архиепископ Петр (в миру Павел Иванович Соколов)[1], архиепископ Петровский, викарий Саратовской епархии, родился 3 июня 1863 года в семье священника Покровской церкви села Садовки Вольского уезда Саратовской губернии в семье священника Иоанна Николаевича Соколова.
В 1879 году окончил Камышинское духовное училище, в 1885 году – Саратовскую духовную семинарию по II разряду. Был учителем Духосошественской церковно-приходской школы Саратова.
13 января 1886 года он был назначен настоятелем Николаевской церкви села Стригая Вольского уезда, вскоре 23 февраля рукоположен в сан иерея. 17 июня 1892 года перемещён на такую же вакансию к Казанской церкви села Новой Сластухи Аткарского уезда. 22 ноября 1896 года священника Соколова назначили саратовским епархиальным миссионером.
В сентябре 1911 года о. Павел был определён настоятелем Иоанно-Предтеченского собора Вольска с возведением в сан протоиерея, но уже в марте следующего года уволен от этой должности с оставлением епархиальным миссионером и причислением сверх штата к саратовскому кафедральному собору.
В 1912 году он становится членом Совета саратовского миссионерского Братства Святого Креста, а в 1917-м — председателем его Совета. Отец Соколов имел ряд наград: набедренник (1889), скуфью (1900), камилавку (1906), наперсный крест (1911) и орден святой Анны 3-й степени (1914).
10 июля 1913 года протоиерей Соколов подал епископу Алексию (Дородницыну) прошение: «Почти 17 лет (с 22-го Ноября 1896-го года) я служу в должности епархиального миссионера. За это время я сильно расстроил своё здоровье. Лечиться не на что. Обязанности к семье заставляют меня позаботиться о сохранении хотя остатка здоровья» и просил о переводе в женский монастырь. Епископ в тот же день положил резолюцию: «На отзыв игумении монастыря». Игумения Антония через три дня писала владыке, что «если Вам благоугодно будет благословить протоиерея Соколова занять место священника в нашей обители, то я со своей стороны Вашему Преосвященству за это назначение буду очень благодарна». 20 июля 1913 года о. Соколов был назначен вторым священником монастыря, а в 1916 году — первым священником.
Отец Павел являлся членом комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в селе Родниках (Корнеевке) Николаевского уезда Самарской епархии.
Отец Павел был женат на Елизавете Ивановне Соколовой (родилась 19 октября 1867 года), дочери диакона села Чернавки Балашовского уезда Иоанна Степановича Соколова. В имуществе у него здачился дом в г. Аткарске, который он продал в 1922 году. Супруга скончалась 1 октября от тифа в начале 1920-х годов. У них был сын Павел, в 1930-е годы находившийся в ссылке на Дальнем Востоке, и дочь Нина, вышедшая замуж за учителя Архангельского, жившего в селе Базарный Карабулак Саратовской области. Было также три дочери: Александра Павловна († 5 сентября 1920 года), Серафима Павловна, Вера Павловна, похороненные вместе с матерью на старом Воскресенском кладбище Саратова.
В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о. Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей — священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании Саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов. О. Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого ВЦУ. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону (Оболенскому) проживавшему тогда в г. Покровске (ныне — г. Энгельс) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией.
После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о. Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, викария Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие, бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (Пикалов).
О новом епископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии в Свято-Троицком (старом) соборе, новый Саратовский Владыка под звон колоколов, среди тысячной толпы "проследовал в свои покои", в женском монастыре.
В течение 2–3 дней все саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации отдельных приходов из других епархий — Астраханской, Уральской, Пензенской и Самарской. Он всех принимал под свое руководство. Православными приходами этих епархий епископ Петр управлял лишь до своего ареста в июле 1923 года и больше к ним отношения никогда не имел.
Несколько времени спустя, когда епископ Петр смог увидеться с Патриархом Тихоном, Святейший сделал ему устный выговор за хиротонию без разрешения высшей церковной власти, но хиротонию утвердил и отнесся к Преосвященному благожелательно.
Арестован 25 июля 1923 года 10 августа 1923 года Саратовское ОГПУ предъявило владыке обвинение в возбуждении верующих против Советской власти. 7 декабря приговорён к трём годам заключения в концлагере по статье 69 УК «Возбуждение верующих против Советской власти».
В Соловецких лагерях пребывал вместе с епископом Захарием (Лобовым). Как и многие его собратья по лагерю, Петр в июне 1926 года подписал известное обращение соловецких епископов к правительству. 31 октября 1926 года епископ Петр был освобожден без права проживания в 6 крупных городах и Саратовской губернии. Он целый год безвыездно проживал в городе Кирсанове Тамбовской губернии, после чего получил разрешение вернуться в город Саратов.
Проживал в Саратове в доме 234 на углу Вольской и Соколовой улиц. Определением Патриаршего Священного Синода от 3 октября 1928 года за № 178 назначен епископом Камышинским, викарием Саратовской епархии. 13 августа 1930 года получил назначение на Могилевскую кафедру. По свидетельству архиерея, прибыв в город Могилев, он через сутки покинул город, т. к. прежний епископ, Феодосий (Ващинский), отказался от перевода в Сталинград и не покинул свою кафедру.
С 5 сентября 1930 года — епископ Сталинградский. На кафедру владыка приехал в октябре 1930 года. Документы показывают, что в мае 1931 года по Сталинграду и его районам было зарегистрировано 14 общин патриаршей ориентации, 2 помещения и 13 молитвенных зданий, количество служителей культа в епархии составляло 34 человека. По распоряжению архиерея богослужения проводились круглосуточно, чтобы все верующие имели возможность их посещать. Кроме того, владыка выдал священнослужителям антиминсы, и они проводили богослужения в частных квартирах.
В 1932 году участник летней сессии Священного Синода. 16 апреля 1933 года возведён в сан архиепископа.
Управляя епархией, твёрдо придерживался «Сергиевской ориентации», вел борьбу с обновленцами и илиодоровцами. В декабре 1932 года в Сталинграде был закрыт последний храм, находившийся в управлении Петра (Соколова), — Троицкий. Верующие обратились в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК с просьбой об открытии храма, т. к. тысячам верующих приходится посещать удаленные сельские церкви.
В июле 1933 года Сталинградский горсовет получил из Москвы разрешение предоставить «сергиевцам» Алексеевскую кладбищенскую церковь. 26 июля 1933 года в Алексеевском храме состоялось первое богослужение.
23 апреля 1935 года владыка и священнослужители Алексеевской церкви были арестованы. Архиерей был обвинен в систематических пропагандистских проповедях антисоветского характера. Во время следствия он признал лишь то, что критиковал в своих проповедях учение Ч. Дарвина и статьи газеты «Известия» за неверную информацию о положении Русской Православной Церкви за границей. 2 октября 1935 года особое совещание при НКВД СССР осудило Петра (Соколова) за антисоветскую деятельность, но он тут же был выпущен на свободу, т.к. в установленное наказание был включен срок предварительного заключения.
25 ноября 1935 года назначен на Воронежскую кафедру. В начале декабря 1935 года архиепископ Петр приехал в Воронеж и поселился на той же квартире, что и его предшественник, недавно арестованный архиепископ Захария (Лобов), — в доме 47 по переулку Комарова. Епископская кафедра находилась тогда в приречном старинном Успенском соборе. Отношения епископа с причтом церкви вскоре не заладились, и 6 мая 1936 года он служил там в последний раз. Священники отказались впустить владыку в храм. В ответ на такое своеволие Петр уволил настоятеля собора протоиерея Алексея Образцова за штат, а церковного старосту Илью Скрипицына отлучил от святого причастия. Клирики не выполнили этого распоряжения, 17 июня в письме к владыке объявили о прекращении молитвенного общения с ним и непризнании его своим архипастырем. Сохранился указ Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского Сергия (Страгородского) от 29 июля 1936 года, которым объявлялось всему причту Успенского собора о том, что они подлежат лишению сана, а пока, как порвавшие связь со своим епископом, числятся в расколе с Московской Патриархией и через нее – с Православной Церковью. Но даже крайняя мера действия не возымела, и доступа в кафедральный храм архиепископ Петр не получил. В такой раскольнической акции священников Успенской церкви были весьма заинтересованы местные власти, стремившиеся изолировать главу епархии и лишить его возможности проповедовать. Конечно, и общая неустроенность церковной жизни, наличие расколов, отсутствие налаженных связей с другими епархиями и Синодом накладывали свой отпечаток на события в воронежском Успенском соборе.
Архиепископ Петр не прекращал своей проповеднической деятельности, он служил в других оставшихся храмах, ездил по епархии. 19 августа 1936 года он служил в церкви села Орлово.
Органы НКВД начали интересоваться новым епископом еще в феврале 1936 года, допросив церковного старосту И. Н. Скрипицына. Как в свое время к архиепископу Захарии (Лобову), к владыке Петру он относился резко отрицательно. В июле 1936 года допрашивали владельца дома, где жил Петр, М. В. Гурова, и священника Успенской церкви, что в слободе Монастырщинке, на левом берегу, И. И. Баженова.
В октябре 1936 года архиепископ Петр был переведён на Петровское викариатство Саратовской епархии.
В ночь на 28 октября 1936 года на квартире архиепископа был произведен обыск (имеется опись конфискованных вещей, в числе 37 предметов архипастырского облачения), после чего Петра арестовали. Предъявленное ему обвинение в антисоветской агитации и пропаганде состояло из четырех пунктов, каждый из которых базировался на показаниях конкретного лица. Главу епархии обвинили в том, что он в декабре 1935 года в церкви вел монархическую пропаганду и оскорбительно отзывался о Советской власти (показания церковного старосты Успенского храма И. Н. Скрипицына), в марте 1936 года в проповеди призывал верующих к объединению вокруг церкви (показания священника Успенского храма И. С. Котова, в апреле 1936 года произнес контрреволюционную проповедь (показания псаломщика Успенской церкви И. Л. Назарченко), в июле 1936 года в разговоре враждебно толковал новую конституцию (показания соседа по дому В. Егурнова).
В материалах дела есть упоминание о письменном заявлении, поданным церковным старостой И. Н. Скрипициным следственным органам до возбуждения уголовного дела, в котором речь шла о том, что проповеди Петра носят контрреволюционный характер.
Предъявленного обвинения Петр не признал. В конце декабря 1936 года был арестован священник в селе Орлово под Воронежем Отченашков Иван Семенович. В 1930–1932 годах он отбывал заключение в Ухто-Печерском лагере по 58-й статье. В дальнейшем И. С. Отченашков проходил по одному делу вместе с Петром как «пособник, проводивший по его заданию враждебную пропаганду среди местных крестьян». Держался И. С. Отченашков на следствии твердо, никого не оговорил, виновным себя не признал.
Дело архиепископа Петра и священника И. С. Отченашкова рассматривалось в закрытом заседании специальной коллегии областного суда 12 февраля 1937 года. Обвиняемые были признаны виновными и приговорены к пяти годам лагерей и трем годам поражения в правах.
По сведениям зарубежных изданий, архиепископ Петр (Соколов) умер 16 мая 1937 года в возрасте 74 лет. Место смерти – воронежская тюрьма или лагерь – не установлено. Дальнейшая судьба И. С. Отченашкова неизвестна.
31 июля 1989 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40 и начала 50 годов» архиепископ Петр (Соколов) был реабилитирован.
[1] Подготовлено по:
Подготовил В. В. Теплов.
Период: Учитель церковно-приходской школы.
Период: - Священник
Период: - Священник
Период: - Протоиерей, настоятель.
Период: Сверхштатный священник.
Период: - Протоиерей, первый священник.
Период: Епископ
Период: - Епископ
Период: - Епископ
Период: - Архиепископ
Период: - Архиепископ