Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Нахмурина Надежда Ефимовна
Мирянка

Дата рождения

Будучи церковной старостой, ходатайствовала об открытии Вознесенской церкви в с. Аркадак. Арестована 23 (по др. данным 24) ноября 1937 г. Аркадакским РО УНКВД по Саратовской области по обвинению по ст. 58 п. 10-11 за а/с агитацию. Содержалась в тюрьме г. Балашова. 29.11.37 г. тройкой при УНКВД » осуждена к ВМН. 9.12.37 г. в 22 часа расстреляна в г. Балашове.



Нахмурина Надежда Ефимовна[1], 1874 г.р., родилась в крестьянской семье в деревне Поповка (по данным 1937 г. — Аркадакского района), вела крестьянское хозяйство. После революции также торговала горшками.

С 1935 года работала в храме церковным старостой. Несколько раз ходатайствовала вместе с Давыдкиной Матреной Прокофьевной об открытии Вознесенской церкви в с. Аркадак.

Проживала по адресу: с. Аркадак, ул. Луговая, 3. По данным 1937 г. — вдова, в семье были проживавшие в с. Аркадаке: Яков (27 лет) и Татьяна (33 года), было еще 6 детей.

Неграмотная. Ранее не судима.

Арестована 23 (по другим данным 24) ноября 1937 г. Аркадакским РО УНКВД по Саратовской области по обвинению по ст. 58 п. 10-11 за а/с агитацию. Содержалась в тюрьме г. Балашова.

Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного

26 ноября 1937 года было подписано обвинительное заключение: «Давыдкина М. П., Нахмурина Н. Е. и Авилов И. Ст. — будучи враждебно настроенным к мероприятиям партии и Советского правительства и тесно между собой связаны, систематически среди своего окружения проводят антисоветскую агитацию, направленную на срыв проводимых мероприятий партии и Советского правительства, всячески клевещут на Советскую власть, высказывая свои антисоветские взгляды по вопросу закрытия церквей, наряду с этим доказывают своему окружению, что закрытие церквей это есть гонение Советской властью над верующими. Наряду с этим распространяют провокационные слухи о голоде в колхозе». Дело было направлено на рассмотрение Тройки УНКВД по Саратовской области.

Выписка из протокола заседания судебной тройки
Выписка из протокола заседания судебной тройки

29.11.37 г. тройкой при УНКВД по обвинению в том, что она «являлась участницей а/с церковной группировки. Проводила активную агитацию против колхозного строительства. Призывала колхозников выходить из колхоза. Проводила нелегальный сбор денег на церковь. Распускала разные слухи провокац. о советской власти» осуждена к ВМН. 9.12.37 г. в 22 часа расстреляна в г. Балашове.

 Выписка из акта о расстреле
 Выписка из акта о расстреле

Дочь Надежды Ефимовны Анна Яковлевна Семеночкина 23 апреля 1956 года направила заявление на имя Генерального прокурора, в котором написала, что ее мама «сидит в тюрьме 1937 года и не знаем за что». В письме она упоминает, что писала и раньше тов. Вышинскому и он ответил, что «ваша мать посажена на десять лет без переписки» и просит «от всего сердца отпустить нашу мать».

Прошение А.Я. Семеночкиной
Прошение А.Я. Семеночкиной
 Прошение А.Я. Семеночкиной
 Прошение А.Я. Семеночкиной
 Прошение А.Я. Семеночкиной
Прошение А.Я. Семеночкиной

12 июля 1956 года заместитель прокурора Балашовской области направил архивно-следственное дело по обвинению Авилова И. С., Давыдкиной М. П. и Нахмуриной Н. Е. начальнику управления КГБ по Балашовской области для проведения дополнительной проверки в части обоснованности привлечения к уголовной ответственности указанных лиц.

После передопроса один из «свидетелей обвинения» показал, что: «допрашивающий меня следователь в протоколе допроса по своему усмотрению искажал смысл моих показаний, а меня заставил подписать его под нажимом и угрозой быть посаженным в тюрьму», другие также отказались от записанных показаний с обвинениями в адрес проходивших по делу.

14 сентября 1956 года было вынесено заключение, в котором в частности говорилось, что бывшие сотрудники Аркадакского РО НКВД Саратовской области составившие и утвердившие обвинительное заключение по пересматриваемому делу в 1939 году были привлечены к уголовной ответственности за нарушение революционной законности, выражавшейся в фальсификации следственных материалов и решением Военного Трибунала войск НКВД Приволжского округа от 4 февраля 1940 года приговорены к различным мерам наказания (кроме одного, скончавшегося во время следствия).

Учитывая, что в результате проверки «никаких фактов антисоветской деятельности со стороны осужденных не установлено» дело было направлено прокурору Балашовской области на предмет принесения протеста от отменен решения тройки УНКВД по Саратовской области от 29 ноября 1937 года. Исполняющий обязанности прокурора Балашовской области направил протест в президиум Балашовского областного суда и 15 октября 1956 г. он вынес постановление в котором, руководствуясь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года, постановил «постановление тройки при УНКВД по Саратовской области от 29 ноября 1937 года в отношении Давыдкиной Матрены Прокофьевны, Нахмуриной Надежды Ефимовны и Авилова Иллариона Степановича отменить и дело производством прекратить за отсутствием состава преступления».

 

[1] Подготовлено по: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. ОФ 12965. Подготовил В. В. Теплов.