Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Банатов Фрол Никитович
Мирянин

Дата рождения

Церковный попечитель, ходатайствовал об разрешении молитвенных собраний после закрытия церкви в с. Алексеевке. Арестован 4 февраля 1930 года Вольским Окротделом ОГПУ по обвинению по ст. 58-10 и 58-11 УК. Приговорен 22 февраля 1930 года тройкой ПП ОГПУ по НВК к 5 годам заключения в концлагерь, с заменой на высылку в Севкрай, семью выслали из пределов НВК. 7 сентября 1932 года приговор Банатову Ф. Н. был пересмотрен — Коллегия ОГПУ постановила его досрочно освободить из Свирлага.



Банатов Фрол Никитович[1], 1863 г.р. в крестьянской семье в с. Алексеевке. Малограмотный, самоучка. Беспартийный.

В собственности до революции имел 2 лошади, коровы, сеял десятины 2–3. После революции имел лошадь, корову, пчел 18 ульев, 2 сада по полдесятины.

Был пчеловодом и работал конопатчиком в Алексеевском затоне.

Церковный попечитель, ходатайствовал об разрешении молитвенных собраний на домах после закрытия церкви в с. Алексеевке.

К 1930 году был вдов и имел дочь Лукерью (31 год).

4 февраля 1930 года уполномоченный ПП ОГПУ Нижне-Волжского края рассмотрев материал на граждан с. Алексеевки Хвалынского района Вольского округа, обвиняемых «в ведении систематической антисоветской работы на селе по срыву компании хлебозаготовок, займа, коллективизации сельского хозяйства и др., в устройстве нелегальных сборищ с целью договориться о едином мнении по вопросам, т.е. в преступлении предусмотренном ст. ст. 58-10 и 58-11 УК» постановил граждан: Мясникова Федора Ивановича, Елисеева Василия Артемьевича, Филиппова Михаила Яковлевича, Веретенникова Василия Ивановича, Банатова Фрола Никитовича, Сафронова Аристарха Ивановича, Дубровина Амплея Дмитриевича арестовать, избрав меру пресечения — содержание под стражей в Хвалынском исправительно-трудовом доме. В этот же день его арестовали.

Протокол допроса
Протокол допроса
Протокол допроса
Протокол допроса

В характеристике дела указывалось, что он: «попечитель церкви, религиозник-фанатик, инициатор нелегальных сборищ, проводя таковые в своем доме».

8 февраля 1930 года всем семерым было предъявлено обвинение по ст. 58-10 и 58-11 УК. «Следственным производством путем опроса свидетелей факты а/с деятельности поименованных выше лиц вполне установлены... дальнейшая целесообразность ведения следствия отпадает т.к. все факты вполне установлены». Руководствуясь ст. 207 УПК уполномоченный Инфо ПП ОГПУ НВК постановил следствие считать законченным, о чем было объявлено обвиняемым. В тот же день было утверждено постановление о замене меры пресечения в отношении Василия Ивановича Веретенникова «в связи с его болезненным состоянием» на подписку о невыезде с постоянного места жительства.

Тем же числом датируется обвинительное заключение, в котором говорилось: «Предварительными материалами Вольского Окротдела ОГПУ устанавливалось в селе Алексеевке наличие злостной противосоветской агитации проводимой группой кулаков-торговцев и бывших людей, старающихся срывать проводимые компании на селе как то хлебозаготовки, коллективизации и т.д.» Дело было направлено через посредство ОГПУ НВК на рассмотрение Особого совещания Коллегии ОГПУ. 23 февраля 1930 года дело по обвинению Аристарха Ивановича Сафронова было прекращено, в связи с тем, что «преступление Сафронова не доказано».

Выписка из протокола заседания судебной тройки
Выписка из протокола заседания судебной тройки

22 февраля 1930 года тройка ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю постановила:

1) Мясникова, Федора Ивановича — заключить в концлагерь, сроком на пять лет. Семью выслать из пределов НВК. Имущество конфисковать.

2) Елисеева, Василия Артемьевича — заключить в концлагерь, сроком на три года. Семью выслать из пределов НВК. Имущество конфисковать.

3) Филиппова, Михаила Яковлевича — заключить в концлагерь, сроком на три года, с заменой высылкой в Севкрай. Семью выслать из пределов НВК. Имущество конфисковать.

4) Веретенникову, Василию Ивановичу зачесть предварительное заключение. Дело сдать в архив.

5) Банатова, Фрола Никитовича — заключить в концлагерь, сроком на пять лет, с заменой высылкой в Севкрай. Семью выслать из пределов НВК. Имущество конфисковать.

6) Дубровина, Алексея Дементьевича — заключить в концлагерь, сроком на пять лет».

Все осужденные были реабилированы Прокуратурой Саратовской области 31 марта 1989 г.

7 сентября 1932 года приговор Банатову Ф. Н. был пересмотрен — Коллегия ОГПУ постановила его досрочно освободить из Свирлага, «лишив права проживания в 12 населенных пунктах, Уральской области и местности, из коей был выслан, на оставшийся срок».

[1] Подготовлено по: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. ОФ 22699. Подготовил В. В. Теплов.