Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Митрополит Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович)

Дата рождения

Выдающийся миссионер неоднократно арестовывался, в последний раз 22 июля 1929 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере — в Кеми и Медвежьегорске. В 1953–1954 гг. архиепископ Гурий возглавлял Саратовскую кафедру.



Митрополит Симферопольский и Крымский Гурий  (Егоров Вячеслав Михайлович)[1] родился 1 июля 1891 г. в с. Опеченский Посад Боровичского уезда Новгородской губернии в мещанской семье, отец — владелец артели ломовых извозчиков. Осиротел в раннем детстве, воспитывался в семье дяди, заведующего Александро-Невским рынком. В 1911 г. окончил Петровское коммерческое училище в С.-Петербурге со степенью кандидата коммерции. Отказался от карьеры коммерсанта, поскольку к тому времени у него созрело определенное и твердое желание выбрать духовное поприще. Его будущую судьбу предопределило знакомство с ректором СПбДА Ямбургским епископом (впоследствии митрополит) Сергием (Тихомировым), а также встречи со старцами иеромонахом прп. Анатолием (Потаповым) и протоиереем священноисп. Георгием Коссовым. Поступил вольнослушателем в СПбДА. В 1912 г. выдержал вступительные экзамены и стал студентом духовной академии. На следующий год во время летних каникул совершил поездку к Японскому еп. Сергию (Тихомирову) и принял предложение по окончании учебы стать миссионером в Русской духовной миссии в Японии.

Иеромонах Гурий (Егоров)
 Иеромонах Гурий (Егоров)

С началом первой мировой войны прервал обучение в академии и отправился на фронт братом милосердия с лазаретом духовных школ. В феврале 1915 г. заболел туберкулезом и был демобилизован, с осени того же года вновь приступил к занятиям в академии. 4 декабря 1915 г. ректором Петроградской духовной академии Ямбургским епископом Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с наречением имени Гурий в честь свт. Гурия, архиеп. Казанского, 5 декабря рукоположен во диакона, а 6 декабря — во иерея. В 1916–1917 гг. совмещал учебу в академии со служением по воскресным и праздничным дням в Воскресенско-Покровском женском монастыре Петроградской епархии (близ деревни Нежадвы Лужского уезда), одновременно посещал занятия в Петроградском археологическом институте. Вместе с братом иеромонахом Львом (Егоровым) и иеромонахом (впоследствии архиепископ) Иннокентием (Тихоновым) занимался религиозным просвещением рабочих. Благодаря проповеднической деятельности «братья Егоровы», как обычно называли в народе Гурия и Льва, стали широко известны не только в Петрограде, но и за его пределами. Беседы с народом они проводили в съемной квартире на Лиговском проспекте, а летом — на старой барже на М. Невке.

 Слева направо: иеромонах Гурий, иеромонах Иннокентий, иеромонах Лев, 1916 г
 Слева направо: иеромонах Гурий, иеромонах Иннокентий, иеромонах Лев, 1916 г

В мае 1917 г. окончил академию со званием кандидата богословия за сочинение «Японский миссионер архим. Анатолий (Тихай)». 7 июля 1917 г. принят в братию Александро-Невской лавры. С 9 августа того же года исполняющий должность казначея, со 2 января и до конца 1918 г. казначей лавры. С 1917 г. был студентом историко-филологического факультета Петроградского университета, который окончил в 1922 г. (без сдачи экзаменов). Весной 1918 г. в связи с проведением отделения школы от Церкви вместе с братом иеромонахом Львом организовал в лавре по воскресным дням богослужения для детей, которые посещали также родители. На основе объединения мирян, стремящихся к глубокому воцерковлению и духовному просвещению, возникло Александро-Невское братство. Его открытие было приурочено к годовщине Послания Патриарха свт. Тихона от 19 января (1 февраля) 1918 г. отец Гурий вошел в число руководителей братства наряду с иеромонахами Львом и Иннокентием. Митрополит Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) предоставил членам Александро-Невского братства Крестовую Успенскую церковь лавры и с января 1919 г. назначил ее заведующим о. Гурия (оставался в этой должности по 14 сентября 1920; вновь заведовал Крестовой церковью с 14 мая по 1 июня 1922). Одновременно с 22 января 1920 г. Гурий исполнял должность настоятеля Скорбященской надвратной церкви в лавре. Преподавал Священное Писание Нового Завета в Богословско-пастырском училище (1920-1922), находившемся на территории лавры. В начале мая 1920 г. участвовал в качестве товарища председателя в проведении 1-й общебратской конференции, объединившей деятельность православных братств Петрограда в рамках общебратского союза. Избран членом и секретарем совета общебратского союза Петроградской епархии. Председатель организационного бюро 2-й общебратской конференции (апрель-июль 1921). Весной 1922 г. Петроградским митрополитом Вениамином возведен в сан архимандрита и награжден посохом.

Решительно выступал против обновленчества. Твердость о. Гурия в канонических вопросах поддерживала единство паствы. 1 июня 1922 г. он был арестован по делу православных братств по обвинению в «контрреволюционной агитации», 4 января 1923 г. приговорен к 3 годам ссылки. Сослан в с. Усть-Цильма Коми (Зырян) АО, но 23 февр. местом ссылки определили Туркменскую область Туркестанской АССР (с 1924 Туркменская ССР). Отбывал срок ссылки на ст. Каахка Среднеазиатской железной дороги. По освобождении выехал в Москву, где 12 апреля 1925 г. принял участие в похоронах Патриарха свт. Тихона, был уставщиком во время отпевания. В июне вернулся в Ленинград. Вновь стал одним из руководителей Александро-Невского братства. Управляющий Ленинградской епархией Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников) назначил о. Гурия настоятелем церквей Киновии Александро-Невской лавры, с 1926 г. также являлся настоятелем Успенской церкви подворья Киево-Печерской лавры. Благочинный монастырей Ленинградской епархии. Под духовным руководством о. Гурия была община монахинь в Ст. Петергофе при церкви во имя прп. Серафима Саровского. В 1925 — мае 1927 г. являлся заведующим Богословско-пастырским училищем, преподавал в нем историю Церкви.

27 мая 1927 г. арестован ОГПУ вместе с большой группой учащихся и преподавателей Богословско-пастырского училища во главе со Шлиссельбургским епископом сщмч. Григорием (Лебедевым), обвинялся в том, что «способствовал к распространению и хранению в училище лекций к[онт]р[революционного] характера». 19 ноября 1927 г. освобожден под подписку о невыезде. Хотя 10 ноября 1928 г. «дело Богословско-пастырского училища» было прекращено «за недостаточностью компрометирующего материала», само училище, закрытое со дня ареста заведующего, было ликвидировано на основании секретного письма Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе от 11 июня 1928 г. В 1928 г. руководил кружком им. Иоанна Лествичника по изучению монашества. 24 декабря был вновь арестован по делу религиозно-философского общества «Воскресенье». 22 июля 1929 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере — в Кеми и Медвежьегорске, работал счетоводом и кассиром.

Архимандрит Гурий, заведующий. Петроградским Богословско-Пастырским училищем. Фото 1928 г.
 Архимандрит Гурий, заведующий. Петроградским Богословско-Пастырским училищем. Фото 1928 г.

После досрочного освобождения в 1933 г. поселился в г. Бийске Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края; в конце того же года переехал в Ташкент. Ташкентский митрополит Арсений (Стадницкий) предоставил ему антиминс и благословил служить литургию келейно. Продолжая традиции Александро-Невского братства, вокруг о. Гурия постепенно собралась небольшая община его духовных детей, в числе которых были иеромонах (впоследствии митрополит) Иоанн (Вендланд) и Александр Хархаров (позднее архиепископ Михей (Хархаров)). В 1938 г. переехал в Фергану, куда переселилась и бо́льшая часть общины. Весной 1944 г. с приездом в Ср. Азию Куйбышевского архиепископа Алексия (Палицына) для воссоединения обновленческих общин и первоначального устроения церковной жизни о. Гурий смог получить регистрацию и приступить к открытому священнослужению. Был назначен настоятелем самаркандского Покровского собора, но в ноябре 1944 г. вернулся в Фергану. С апреле 1945 г. исполнял обязанности секретаря Епархиального совета при Ташкентском епископе Кирилле (Поспелове).

После того как СНК СССР удовлетворил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой лавре Успенского собора 25 сентября 1945 г. был назначен Патриархом Алексием I наместником лавры и почетным настоятелем Ильинского храма в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). 16 апреля 1946 г. получил ключи от Успенского собора и с Великой пятницы (19 апр.) начал служить в нем. Вечером 20 апреля в собор была внесена рака с мощами прп. Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. Ко дню Св. Пасхи награжден правом ношения 2 наперсных крестов «в ознаменование радостного события возобновления Богослужений в Троице-Сергиевой лавре и понесенных наместником ее трудов». В Троицын день 9 июня 1946 г. встречал в лавре ее священноархимандрита Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе.

25 августа 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Хиротонию в Богоявленском патриаршем соборе в Москве возглавил Патриарх Алексий I. В епархии он регулярно проводил совещания настоятелей церквей и молитвенных домов. Составленная им инструкция по разграничению обязанностей между старостой, его помощником, казначеем и членами ревизионной комиссии получила одобрение Священного Синода и была рекомендована для применения всем архиереям. За время архиерейского служения епископа Гурия число православных приходов в Среднеазиатской епархии возросло с 39 до 66; были организованы свечная, пошивочная и иконописная мастерские, приобретен архиерейский дом. Удалось построить несколько храмов и молитвенных домов, в т. ч. деревянный храм архистратига Михаила в Красноводске (ныне Туркменбаши) в 1947 г.

Ташкент, 1947 г. Слева Игорь Мальцев, иеромонах Иоанн (Вендланд), епископ Гурий (Егоров), иподиакон Александр Хархаров
 Ташкент, 1947 г. Слева Игорь Мальцев, иеромонах Иоанн (Вендланд), епископ Гурий (Егоров), иподиакон Александр Хархаров

Особым событием стало сооружение каменного Воскресенского собора в г. Фрунзе (ныне Бишкек) в 1952 г. По благословению епископа Гурия Сергиевский храм Ферганы был украшен 3-ярусным иконостасом — уменьшенной копией иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Епархиальным управлением издавались машинописные выпуски «Информации по Среднеазиатской епархии», рассылавшиеся по приходам. В 1949 г. власти запретили это издание; не разрешили открыть в епархии богословско-пастырские курсы, для которых епископ Гурий подобрал преподавательский состав. Он был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ и совещания Глав и представителей автокефальных православных Церквей в Москве в июле 1948 г., на котором он выступил с докладом об англиканском священстве. 25 февраля 1952 г. возведен в сан архиепископа.

С 22 января 1953 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский с временным поручением ему управления Астраханской епархией. С 4 июня 1953 г. епископ Саратовский и Вольский. 8 февраля 1954 г. в связи с образованием Балашовской области титул изменен на «архиепископ Саратовский и Балашовский». Оказывал большое внимание Саратовской духовной семинарии. В 1954 г., в праздник Трех святителей, устроил в Троицком кафедральном соборе Саратова торжественное богослужение с привлечением преподавателей и воспитанников семинарии в целях сближения верующего народа и духовной школы. С 31 июля 1954 г. архиепископ Черниговский и Нежинский. С 17 октября 1955 г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский. Под непосредственным руководством архиепископа была проведена реставрация стенописи Троицкого кафедрального собора Днепропетровска.

 Архимандрит Гурий
 Архимандрит Гурий

В период его пребывания на Днепропетровской кафедре началось новое наступление на Церковь, инициированное Н. С. Хрущёвым. В соответствии с секретным постановлением Совета Министров СССР от 16 октября 1958 г. «О монастырях в СССР» Советом по делам РПЦ был утвержден план закрытия в 1959-1960 гг. 35 монастырей, 17 из них — на Украине. Одним из первых сразу после Пасхи 1959 г. был закрыт днепропетровский в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» женский монастырь. Как и в 20-х гг., монахини изгонялись с применением грубой силы, их буквально выбрасывали на улицу.

 Митрополит Гурий (Егоров)
 Митрополит Гурий (Егоров)

21 мая 1959 г. он был возведен в сан митрополита и назначен на Минскую и Белорусскую кафедру. В это время в Белоруссии местными властями была развернута широкая кампания «борьбы с религиозными предрассудками». Планомерно срывался прием воспитанников в Минскую духовную семинарию, которая оказалась в 1960 г. без первокурсников. В том же году по всей республике были закрыты церкви, исторически числившиеся приписными и составлявшие почти 1/3 действовавших храмов. Большинство закрытых храмов было сразу же снесено. Областные уполномоченные Совета по делам РПЦ снимали священников с регистрации, даже не ставя в известность об этом правящего архиерея. Газеты постоянно печатали клеветнические материалы о духовенстве. Попытки архиепископа апеллировать к уполномоченным не давали результата. Как мог он поддерживал приходы и монастыри, лично выдавая субсидии и пособия церковным старостам и настоятелям. Крупную сумму денег от него, в частности, получила игумения Евфросиниева полоцкого жен. монастыря. 30 июня 1960 г. был закрыт гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы жен. монастырь. Всех сестер обители разместили на территории жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. монастыря.

19 сентября 1960 г. он стал митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода. Временно управлял Олонецкой епархией. В ходе дальнейшего наступления на Церковь с начала июня 1961 г. в Ленинградской епархии были введены изменения в хозяйственно-административном управлении приходов — еще до вынужденного согласия Церкви на реформу приходского управления РПЦ. В июне-июле исполнительными органами было проведено «сокращение штатов духовенства» Ленинграда. По спискам, намеченным уполномоченным Совета по делам РПЦ по Ленинграду и Ленинградской области Г. С. Жариновым, надо было сократить почти 40% священнослужителей, но из-за протестов верующих сокращено было вдвое меньше. Ни одного указа об увольнении митрополит Гурий не издал, известив управляющего делами Московской Патриархии Тульского архиепископа (впоследствии Патриарх) Пимена (Извекова), что «оставшиеся без мест священнослужители сняты не мною, а исполнительными органами церквей». В июле 1961 г. было проведено выселение митрополита Гурия и епархиального управления из Духовского корпуса Александро-Невской лавры в бывшую ректорскую квартиру в здании Ленинградской духовной академии. Состав служащих епархиального управления сократился на 70%. Митрополит Гурий участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г., на котором выступил в прениях по вопросу увеличения числа постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС. Как управляющий Олонецкой епархией 11-12 ноября 1961 г. первым из правящих архиереев за 10 лет посетил Петрозаводск и служил в обоих городских храмах и в церкви с. Соломенного.

14 ноября 1961 г., согласно личному прошению, назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с поручением временного управления Днепропетровской епархией. 11 мая 1963 г. награжден церковным орденом св. Владимира 1-й степени. Работал с 1954 г. над магистерской диссертацией «Патриарх Сергий как богослов» (осталась незаконченной). В годы пребывания на Симферопольской кафедре собирал материалы по теме «Святые Крыма». Последние дни жизни провел в снимаемом им домике на восточном берегу Крыма. Скончался 12 июля 1965 г., его отпевание совершил прибывший из Одессы митрополит Иоанн (Кухтин). Похоронен в Симферополе на Всехсвятском кладбище рядом с могилой архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого).

Могила митрополита Гурия
 Могила митрополита Гурия

[1] А. К. Галкин, публикация, см.: http://www.pravenc.ru/text/168372.html