Статьи, иконка Статьи

Екатерина Иванова
Здесь не только труд, но и праздники

Первое, что мы увидели, въезжая в село Мордово Красноармейского района,— это крупная табличка на одном из домов с надписью «Помоги храму»… Храм, о котором идет речь, был возведен в селе в 1840-х годах — в честь победы над Наполеоном. Его построили на народные пожертвования и освятили во имя великомученика Димитрия Солунского, покровителя воинов. В 1937 году церковь была закрыта, но сегодня, спустя восемьдесят лет, здесь снова звучит молитва. 11 июня с прихожанами восстановленного храма встретился председатель саратовского православно-исторического общества «Возрождение» краевед Евгений Леонидович Лебедев.

Приход храма
 Приход храма во имя святого Димитрия Солунского

Храм во имя святого Димитрия Солунского находится в удивительно живописном месте — на берегу Волги. В минувшем веке он пережил тяжелые времена. После того как в 1937 году его закрыли, в святых стенах был размещен сельский клуб, а чтобы веселящихся «не смущали» скорбные лики святых, взирающих на творящиеся непотребства, их грубо замазали красной краской. Потом в здании бывшей церкви хранили зерно и овощи. Последнего священника, который здесь служил, расстреляли без суда и следствия, и сейчас мы даже не знаем его имени. Евгений Леонидович Лебедев поделился с сельчанами той информацией об истории храма, которая нам доступна:

— С вашим храмом связана судьба Олимпа Яковлевича Дьяконова,— сказал он.  — Этот священник десять лет — с 1892 по 1902 год — служил в этом селе. Сейчас комиссия по канонизации святых готовит документы для прославления пастыря. Он принял мученическую кончину, когда был переведен в Саратов, там он служил в Крестовоздвиженской церкви. После того как отца Олимпа перевели в Саратов, в Мордове по удивительному совпадению служили тезки, но не родственники: Павел Васильевич и Павел Степанович Лебедевы. Оба священника похоронены на территории села. С этими краями связана судьба еще одного человека, отдавшего жизнь за Христа, — сына протоиерея Павла Степановича Лебедева — Николая Павловича. Он тоже стал священником и был расстрелян большевиками. Последнее место его служения — Троицкий храм города Царицына.

Власть большевиков сделала все, чтобы уничтожить саму память о том, что здесь когда-то был храм.

—  Когда мы сюда вошли в первый раз, — вспоминает настоятель храма иерей Анатолий Филоненко, — здесь были такие горы мусора, что его пришлось вывозить грузовиками. Не было ни крыши, ни окон. Дождь и снег уничтожили все убранство храма, только на двух фресках еще угадывалось изображение, и то с трудом.

Сейчас следы большевистского разбоя сохранились только снаружи: фасад здания нуждается в ремонте, разрушена колокольня. Но внутри церковь сияет идеальной чистотой и белизной. Прихожане села Мордово прежде всего были озабочены не возвращением былого величия этого здания, способного украсить волжский пейзаж, а тем, чтобы храм смог выполнять свою основную функцию — быть домом молитвы, удобным для пожилых людей, детей, достаточно теплым зимой. Здесь проведены все коммуникации: вода, газ, электричество. Прихожане общими усилиями сделали в храме полы с подогревом — явление исключительное даже для более благополучных материально городских соборов. Осталось восстановить колокольню.

Приход существует в Мордове с 2010 года. Вначале верующие собирались в молельной комнате, а потом решили восстанавливать родной храм. Инициатива в этом принадлежит местному фермеру Ирине Валерьевне Ампилоговой. Она взяла на себя большую часть материальных и административных забот, связанных с восстановлением поруганной святыни. Сельчане уважают ее безмерно и говорят о ней так: «Ирина Валерьевна как паровоз. А мы рядом с ней — как вагоны. Она договаривалась насчет всего, а мы ей помогали, каждый — чем может».

староста храма Павел Викторович Паращенко
 Староста храма Павел Викторович Паращенко и прихожанка Надежда Анатольевна Ткачева

Непосредственно строительными работами руководит староста храма Павел Викторович Паращенко. Все в храме сделано либо его руками, либо под его непосредственным руководством. Павел Викторович немногословен в рассказе о себе. На вопрос о том, как он пришел к вере, отвечает просто: «Я рожден православным человеком. Какая еще вера у меня может быть?». Местные жители отзываются о нем с большой теплотой и любовью: добрый, душевный человек, готовый прийти на помощь в любой ситуации.

В результате самоотверженного труда жителей села 27 апреля 2013 года храм снова обрел купол и крест. В этом же году — в день памяти святого Димитрия Солунского — в стенах восстановленной церкви отслужили первую после долгих лет запустения Литургию.

Пока храм открыт только во время богослужения или ремонтных работ. Но в прошлом году прихожане на некоторое время устанавливали дежурство, чтобы церковь была открыта каждый день хотя бы два часа. Ведь мимо едут люди — на дачу, на турбазу, и они, увидев храм, заходят купить свечи, помолиться, порой задают вопросы сотруднику свечной лавки.

— Я тут работаю совсем недавно, — рассказывает прихожанка Надежда Анатольевна Ткачева, — убираюсь в храме, стою за свечным ящиком. Мне, конечно, больше нравилось просто где-нибудь в уголке молиться, но раз надо — значит надо. Многие спрашивают о вере, о богослужении. Я стараюсь им объяснить, что знаю. В связи с этим приходится больше читать самой, восполнять пробелы в знаниях.

В восстановительных работах принимали участие все прихожане. И так же практически все они участвуют в жизни прихода сейчас. Свои послушания охотно несут даже дети: помогают в уборке, чистят подсвечники. Они знают: здесь не только труд, но и праздники. На Рождество для ребят поставили большую елку и приготовили подарки. А они, в свою очередь, устроили для прихожан и отца Анатолия концерт и выставку, посвященную истории Русской Православной Церкви.

— Историю храма нельзя отделить от истории села, — считает библиотекарь и краевед Наталья Ивановна Косицына. — Наше село когда-то было высокообразованным: при Свято-Димитриевском храме существовала не только церковно­приходская школа, но и приходская библиотека с очень хорошим библиотечным фондом. В какой-то момент детей на селе стало так много, что возникла необходимость открыть еще одну школу — земскую. Обе школы работали одновременно. Эти строения сохранились до наших дней.

В здании церковно-приходской школы некоторое время — до того, как восстановили храм, — располагалась молитвенная комната. А в помещении земской школы сейчас находится дом культуры. В нем есть маленький краеведческий уголок, которым заведует Наталья Ивановна. Здесь собраны предметы быта: старая люлька, в которой лежит кукла времен наших прабабушек, вышитая мужская рубаха, старинный сундук, самовар. А вот старинных книг из уникального фонда храмовой библиотеки здесь, увы, нет. Большинство их — как и большая часть икон — было уничтожено. Но одну из этих книг Наталья Ивановна держала в руках. Она датирована 1830 годом и представляет собой подшивку из нескольких дореволюционных журналов религиозной направленности. Книга эта хранится у самой старой жительницы села Анны Ивановны Костроминой, в марте этого года ей исполнилось 92 года.

Жители села Мордово сделали почти невозможное: всего за три года собственными силами и с Божьей помощью возвели здание церкви из руин. Конечно, многое еще предстоит сделать: заполнить белые пятна истории храма, установить, каким был первоначальный вид разрушенной колокольни, благоустроить территорию вокруг. Но главное уже сделано: сельчане действительно помогли храму всем миром, а это значит, что и храм поможет им в их жизненном пути к Царствию Небесному.


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68 рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото Евгения Лебедева

Газета «Православная вера» № 13 (585)