Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Толкунова Прасковья Ефимовна
Мирянка

Дата рождения

Толкунова П. Е., дочь крестьянина — церковного старосты Александрийской церкви в с. Каменка. В 1930 году была раскулачена, от выселения сбежала. Вместе со священником Лавром Вязовским и Ф. М. Исаевой пытались открыть церковь в с. Каменка. Арестована 17.12.1937 г. Салтыковским райотделом НКВД за а/с агитацию. 30.12.1937 г. судебной тройкой при УНКВД по Саратовской обл. была осуждена на заключение в концлагерь сроком на 10 лет.



В марте 1937 года священник Лавр Петрович Вязовский (25 июля 1857 года — 28 декабря (10 января) 1938 года) переезжает к своей дочери — учительнице в селе Каменка Салтыковского района (ныне Ртищевский район Саратовской области)[1]. Местный храм во имя св. царицы Александры к тому времени был давно закрыт — еще в 1934 году церковное здание было передано в Госфонд[2].

В Каменке отец Лавр совершал требы и жил на иждивении дочери. Вместе со своими помощницами — дочерью церковного старосты П. Е. Толкуновой и Ф. М. Исаевой он предпринял попытку открыть церковь в селе, собирая подписи у сельчан. Такая активность 80-летнего старца была совсем не нужна местным властям.

30 июля 1937 года вышел Оперативный приказ Народного Комиссара внутренних дел СССР № 00447 об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисовестких элементов[3]. В нем утверждалось, что «Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много, в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений».

14 декабря 1937 года Каменским сельсоветом Салтыковского района Саратовского края на священника Лавра Вязовского была дана справка и следующая характеристика (орфографию документов мы приводим без изменений):

«Вязовский проживает на территории Каменского с/с, Салтыковского р-на с марта месяца 1937 года. Имеются компрометирующие сведения, что Вязовский служитель церковного культа «поп», с 1887 года по 1931 год. В данный момент Вязовский проживает на иждивении дочери, настроение Вязовского явно антисоветския, последний всячески старается доказать превосходство старой жизни дескретируя мероприятия Сов. власти»[4].

Каменским сельсоветом даны также характеристики на дочь церковного старосты Толкунову П. Е. и Исаеву Ф. М., которые собирали подписи за открытие сельского храма.[5]

«На Толкунову Прасковию Ефимовну рожд. 1897 г. Происходящая из с. Каменки, Салтыковского р-на, Саратовской обл. Соцпроисхождения кулачка. В 1930 году раскулачено. До 1930 г. в хоз-ве имелось: Дом с надворными постройками, двигател 8 лош. сил, жатка-сноповязалка, 3 рабочих лошади, 2 дойных коровы, отец ее был церковным старостой. В момент раскулачивания имущество все было конфисковано и передано в с/совет. В момент выселок от таковых сбежала. В данный момент проживая на территории Каменского с/х работой не занимается. Существует за счет нетрудовых доходов — (запас старого золота). Пребывание Толкуновой П. Е. на территории Каменского с/с как не трудящаяся является не безвредным»[6].

«На Исаеву Федосию Михайловну рожд. 1887 г. Происходящая из с. Каменки, Салтыковского р-на, Саратовской обл. Исаева проживая на территории Каменского с/с с 1907 года имеет следующие компрометирующие сведения: В 1930 году активная участница возстания против Сов. власти, трясла за груди уполномоченных, доходя до кусания пальцев. За что отбывала по линии Н.К.В.Д.[7] Исаева в данное время единоличница. Проводит антисоветскую агитацию за не выгодность колхо[зо]в. Проводимые мероприятия к таковым Исаева относится насмешливо. Пребывание Исаевой на территории Каменского с/с является вредным»[8]

16 декабря были допрошены три колхозника колхоза «Красный Октябрь». Лжесвидетелями их назвать нельзя, поскольку, как впоследствии стало ясно, их показания без их ведома были значительно расширены в нужную для следствия сторону.

17 декабря 1937 года Салтыковским райотделом НКВД был выдан ордер № 283 на производство обыска, выемки и ареста Вязовского Л. П.[9], в этот же он был арестован[10] и препровожден в Саратовскую тюрьму[11].

20 декабря состоялся единственный допрос иерея Лавра Вязовского.

«Вопрос: Скажите, Вязовский, сколько времени, вы были служителем церковного культа?

Ответ: Служителем церковного культа я был в течение 55 лет.

Вопрос: В каком году, вы оставили службу в церк[в]и.

Ответ: Службу в церкви я прекратил в 1932 году в с. б. Каменка Вязовского р-на. После чего, я стал ходить по отдельным гр[ажда]нам с обрядами, т.е. в момент когда стали закрывать церкви.

Вопрос: Вам предъявляется обвинение, в том, что вы проживая в с. Каменка, рапространяли к-р слухи о гибели Сов. власти, вы признаете себя виновным?

Ответ: Я отрицаю это.

Вопрос: Вы имея связь, с кулаками Исаевой и Толкуновой, распространяли разные к-р церковные слухи, кроме того клеветали с к-р позиций на новую Конституцию СССР, вы признаете это?

Ответ: Нет, я не признаю это.

Вопрос: Что вы можете дополнить к показаниям?

Ответ: Больше ничего. Записано правильно мне зачитано вслух»[12].

П. Е. Толкунова[13] и Ф. М. Исаева[14] были арестованы одновременно с отцом Лавром, на своих допросах они полностью отрицали все возводимые на них обвинения[15].

Анкета арестованного. Лист 1.
Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 20.
Анкета арестованного. Лист 2.
Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 20 об.

18 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение по следственному делу № 20453 по обвинению Вязовского Л. П., Толкуновой П. Е., Исаевой Ф. М. Помощник оперуполномоченного Салтыковского РО УНКВД утверждал, что: «А/с деятельность кулаков-церковников Вязовского Л. П. Толкуновой П. Е. Исаевой Ф. М. подтверждена свид[етельскими] показаниями, а по этому постановил: Следственное дело № 20453 по обвинению гр-н: Вязовского Лавра Петровича, Толкуновой Прасковьи Ефимовны, Исаевой Феодосии Михайловны, направить на рассмотрение Тройки УНКВД по Сар[атовской] обл[асти]»[16].

30 декабря 1937 года судебная тройка при Управлении НКВД по Саратовской области на основании обвинений в участии в к/р церковной группировке, распространении провокационных слухов о голоде в колхозах и клевете на мероприятия соввласти, постановила Лавра Петровича Вязовского расстрелять[17]. 10 января 1938 года постановление было приведено в исполнение в 22 часа[18].

Согласно выпискам из протокола заседания судебной тройки при УНКВД по Саратовской области от 30 декабря 1937 года:

«Дело № 20453 Салтыковского РО УНКВД САРОБЛ. по обвинению: 1. ИСАЕВОЙ Федосьи Михайловны, 1881 г. рожд. ур. с. Каменка, Салытковского р-на, Саробл., из кулаков, раскулачена, активная участница кулацкого выступления, активная церковница, без определенного занятия.

ОБВИНЯЕТСЯ в том, что являлась участницей к-р церковной группировки. Распространяла провокационные слухи о скорой гибели Соввласти. Клеветала на Конституцию СССР. Проводила агитацию против колхозного строительства».

«Дело № 20453 Аркадакского (ошибка, на самом деле — Салтыковского) РО УНКВД САРОБЛ. по обвинению: 1. ТОЛКУНОВОЙ Прасковьи Ефимовны, 1899 г. рожд. ур. с. Каменка, Салтыковского р-на, Саробл., там же и проживал, из кулаков, раскулачен, от выселения сбежала, активная церковница, без определенного занятия.

ОБВИНЯЕТСЯ в том, что являлась участницей к-р церковной группировки. Распространяла провокационные слухи о скорой гибели Соввласти. Проводила агитацию против мероприятий Соввласти».

Прасковия Ефимовна Толкунова и Феодосия Михайловна Исаева были осуждены на заключение в концлагерь сроком на 10 лет каждая[19].

Выписка из протокола заседания судебной тройки.
 Выписка из протокола заседания судебной тройки. Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 29.

7 октября 1938 года от з/к Пезмогского колхоза Локчимлага НКВД Коми АССР Феодосии Михайловны Исаевой на имя Верховного прокурора СССР А. Я. Вышинского была написана жалоба[20], в которой она полностью отрицала свою вину и, в частности, сообщалось следующее: «Следователем были записаны мои показания, но я не знаю, что он написал, так как я неграмотна. Когда он попросил меня подписать мои показания и я ему ответила, что писать не имею, тогда он дал мне перо в руку, и взяв мою руку в свою, вывел на бумаге мою фамилию»[21]. Подобные обращения от нее, ставшей в лагере инвалидом[22], в 1939 году были также написаны: повторно на имя Верховного прокурора[23], а также Наркома внутренних дел СССР Л. П. Берия[24].

В 1939 году в связи с поступившей жалобой Ф. М. Исаевой дело было истребовано и перепроверено прокурором Салтыковского района, — в отношении Исаевой и Толкуновой были передопрошены двое свидетелей, которые не подтвердили свои показания данные ими на допросе в 1937 г. о к/р агитации Исаевой и Толкуновой, а один свидетель не был передопрошен. В связи с тем, что свидетели не подтвердили свои показания, 26 декабря 1939 г. в отношении Исаевой и Толкуновой был принесен протест на постановление тройки на предмет отмены как неправильного, а в отношении о. Лавра Вязовского протеста не приносилось[25].

20 февраля 1940 года «свидетели обвинения» по делу отца Лавра были допрошены еще раз. Один из «свидетелей» рассказал о том, каким образом в действительности производилось следствие над священником Лавром Вязовским, П. Е. Толкуновой и Ф. М. Исаевой:

«Вопрос: Вы подтверждаете свои показания от 16/XII-37 г. даденные вами на предварительном следствии по делу Толкуновой П. Е. и Исаевой Ф. М.

Ответ: 16 декабря 1937 г. меня вообще по делу Толкуновой П. Е. и Исаевой не допрашивали, я о них не давал никаких показаний.

Вопрос: Зачитываю вам дословно ваши показания от 16/XII-37 г. и подтверждаете ли их?

Ответ: Протокол допроса от 16/XII-37 г. мне прочитал дословно но я такие показания категорически отрицаю, следователь в то время меня спрашивал только о Вязовском, о котором я только и сказал что Вязовский действительно по соц. положению является служитель культа т.е. поп в прошлом.

Вопрос: Почему вы подписывали протокол и зачитывался ли вам протокол.

Ответ: Мне протокол был зачитан не так как в нем написано, мне было зачитано всего три-четыре строки. Только о Вязовском что он действительно поп, что касается антисоветских разговорах со стороны Толкуновой Исаевой и Вязовского мне совершенно зачитано не было по этому я не знал что было написано в протоколе и подписал протокол.

Больше дополнить следствию ничего не могу записано с моих слов правельно мне прочтено»[26].

Другой «свидетель» также впервые видел, то, что послужило обвинением отца Лавра.

Вопрос: Зачитываю вам ваши показания даденные вами на предварительном следствии от 16 декабря 1937 г. по делу Толуновой П. Е. и Исаевой Ф. М. и подтверждаете ли вы их?

Ответ: Протокол от 16/XII-37 г. моих показаний мне зачитан от строчки до строчки я эти «свои» показания отрицаю.

Вопрос: Почему вы отрицаете свои показания.

Ответ: Потому что я по вопросу а/с разговорах Толкуновой П. Е. и Исаевой Ф. М., а также Вязовского Л. П. не давал.

Вопрос: Вам зачитывался протокол вашего допроса.

Ответ: Я сейчас не помню зачитывался или нет.

Вопрос: А почему вы подписывали протокол, и знали ли вы что было написано в протоколе.

Ответ: Мне просто было предложено следователем подписать протокол, а что было написано в протоколе я не знал» [27].

Еще один также отказался от записанных за ним слов.

«Вопрос: Вы подтверждаете свои показания даденные вами на предварительном следствии от 16/XII-37 г. по делу Исаевой Ф. М.

Ответ: Да я свои показания от 16/XII-37 г. подтверждаю.

Вопрос: Зачитываю вам ваши показания от 16/XII-37 г. подтверждаете ли вы их полностью.

Ответ: Протокол мне зачитан дословно, но я полностью не подтверждаю, я могу только подтвердить, что действительно Исаева в 1930 г. была участницей восстания, что же касается других показаний я совершенно не давал и этого мне в протоколе зачитано не было, об а/с разговорах (мне) со стороны Исаевой мне ничего не известно»[28].

Однако были дополнительно допрошены несколько односельчан, в частности представители местной власти, которые подтвердили правильность обвинений в адрес Ф. М. Исаевой и П. Е. Толкуновой. О священнике Лавре Вязовском в их показаниях не было сказано ничего.

После этого решение по данному делу не выносилось более года, наконец, в апреле 1941 года рассматривавший архивно-следственное дело помощник оперуполномоченного 2-го отделения КРО Управления НКГБ писал следующее:

«Передопрошенные свидетели в 1940 году... от своих показаний об антисоветской деятельности осужденных отказались.

Допрошенный дополнительно свидетель… показал, что ИСАЕВА Феодосия Михайловна являясь враждебно настроенной к Советской власти проводила антисоветскую агитацию среди своего окружения, направленную против мероприятий партии и Правительства, клеветала на колхозное строительство при этом заявляя:

«...Мне Ваши колхозы не нужны, в этих колхозах народ погибает с голоду. При царском правительстве жизнь была лучше, чем при Советской власти».

В 1930 году в момент раскулачивания ИСАЕВА организовала кулацкое восстание, призывала кулацкий элемент на восстание и уничтожать представителей Советской власти, которые будут проводить раскулачивание.

Аналогичные показания свидетеля... Свидетели... факты антисоветской деятельности осужденной ТОЛКУНОВОЙ Прас. Ефим. не подтвердили, но полностью подтверждают, что она из социально чуждой среды. Это же подтверждается справками сельсовета.

Руководствуясь приказом НКВД СССР от 23-го апреля 1940 года №-0165,

ПОСТАНОВИЛ:

решение бывшей судебной тройки Управления НКВД по Саратовской области от 30-го декабря 1937 года о заключении ТОЛКУНОВОЙ  П. Е. и ИСАЕВОЙ О. З. в концлагерь, сроком на ДЕСЯТЬ лет каждую — ОСТАВИТЬ В СИЛЕ, протест Облпрокурора от 14-го декабря 1939 года — ОТКЛОНИТЬ, о чем поставить в известность копией настоящего постановления»[29].

4 мая 1941 года Прокурор отдела по спецделам Саратовской Облпрокуратуры вынес следующее постановление: «Жалобу ИСАЕВОЙ оставить без удовлетворения. С постановлением УНКВД об оставлении в силе решения тройки — СОГЛАСИТЬСЯ, о чем сообщить жалобщице».[30]

26 июля 1989 года священник Лавр Петрович Вязовский, Прасковья Ефимовна Толкунова, Феодосия Михайловна Исаева были реабилитированы на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50 годов» [31].

 

[1] В селе Каменный Враг (так называлось село до 1917 года) церковь была деревянная, построенная в 1894 году тщанием крестьян и землевладельцев: князя Александра Львовича и княгини Елены Александровны Гагариных, действительного статского советника Федора Ивановича Тимирязева, Николая Макаровича Лещева и Николая Ивановича Медведева, однопрестольная во имя св. царицы Александры. Бывшая при церкви колокольня за ветхостью была разобрана. Была приписная деревня Рулевка. Была в приходе церковно-приходская школа. Дом священника был церковный, а псаломщика общественный. Справочная книга Саратовской епархии за 1912 год. Саратов, 1912. С. 365.

[2] Постановлением Президиума Саратовского Краевого Исполкома Советов РКиК депутатов от 19 июня 1934 года церковь в с. Каменка была закрыта, здание передано в Госфонд для использования на строительство школы. Материалы из личного архива А. Сдобникова. Документы из архива Екатерининского райисполкома. См.: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2757&Itemid=165

[3] http://www.memo.ru/history/document/0447.htm

[4] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 2.

[5] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 4, 6.

[6] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 4.

[7] Инициатор арестов о. Лавра, Ф. М. Исаевой и П. Е. Толкуновой об этом рассказала следующее: «будучи в 1930 году я как член с/совета, со мной вместе представитель РК ВКП(б) т. N по решению общего собрания трудящихся с. Каменки, пришли конфисковать имущество у кулака Исаевой Евдокии Никифоровны, в это время в дом ворвалась гр-ка Исаева Ф. М. всячески начала издеваться над представителем сов. власти т. N набросилась на N стал кусать последнему руки, нанесла зубами раны на руках, при этом заявляла «У нас нет никаких кулаков и раскулачивать никому не позволим... Исаева организовывала кулацкое восстание, взбиралась на церковь звонила в колокол призывала кулацкий элемент на восстание и уничтожать представителей сов. власти которые будут проводить раскулачивание и коллективизацию, после чего в с. Каменку выехал вооруженный отряд на усмирение кулацкого восстания, в это время была арестована в числе кулаков и Исаева Ф. М. См.: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 66–66об.

[8] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 6.

[9] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 13.

[10] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 14.

[11] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 15об.

[12] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 17.

[13] Толкунова Прасковья Ефимовна, родилась в селе Каменка в 1899 году, дочь крестьянина — церковного старосты Александрийской церкви в селе Каменка. В 1930 году была раскулачена, от выселения сбежала. См.: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 21.

[14] Исаева Феодосия Михайловна, родилась в 1881 году в деревне Драгуновка (на момент ареста Салтыковского района), в крестьянской семье. Участница «кулацкого восстания» в 1930 году. В 1930 году была судима за участие в кулацком восстании, органами НКВД на 2 года, срок наказания отбывала в Аткарской тюрьме 11/2 года. У нее был 14-летний сын Петр Алексеевич Исаев. См.: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 25.

[15] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 22, 27, 27об.

[16] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 28об.

[17] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 31.

[18] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 32.

[19] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 29, 30.

[20] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 35–36об.

[21] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 36.

[22] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 51.

[23] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 45–46.

[24] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 51, 51об.

[25] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 83.

[26] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 58, 58об.

[27] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 60.

[28] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 62.

[29] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 80, 81.

[30] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 83.

[31] Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 87, 88, 89.