Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Архиепископ Петр (Соколов Павел Иванович)

Дата рождения

Епископ Петр в 1923 году был приговорён к трём годам заключения в Соловецких лагерях. После отбытия заключения в сане архиепископа арестован 28 октября 1936 года, его дело рассматривалось в закрытом заседании специальной коллегии областного суда 12 февраля 1937 года. Он был признаны виновным и приговорен к пяти годам лагерей и трем годам поражения в правах. По сведениям зарубежных изданий, умер 16 мая 1937 года. Место смерти – воронежская тюрьма или лагерь – не установлено.



Епископ Петр (Соколов), г. Кузнецк, 1927 год
 Епископ Петр (Соколов), г. Кузнецк, 1927 год

Архиепископ Петр (в миру Павел Иванович Соколов)[1], архиепископ Петровский, викарий Саратовской епархии, родился 3 июня 1863 года в семье священника Покровской церкви села Садовки Вольского уезда Саратовской губернии в семье священника Иоанна Николаевича Соколова.

В 1879 году окончил Камышинское духовное училище, в 1885 году – Саратовскую духовную семинарию по II разряду. Был учителем Духосошественской церковно-приходской школы Саратова.  

Казанской церкви села Новой Сластухи Аткарского уезда
 Казанская церковь села Новой Сластухи Аткарского уезда

13 января 1886 года он был назначен настоятелем Николаевской церкви села Стригая Вольского уезда, вскоре 23 февраля рукоположен в сан иерея. 17 июня 1892 года перемещён на такую же вакансию к Казанской церкви села Новой Сластухи Аткарского уезда. 22 ноября 1896 года священника Соколова назначили саратовским епархиальным миссионером.

Никольский храм в селе Стригай
 Никольский храм в селе Стригай

В сентябре 1911 года о. Павел был определён настоятелем Иоанно-Предтеченского собора Вольска с возведением в сан протоиерея, но уже в марте следующего года уволен от этой должности с оставлением епархиальным миссионером и причислением сверх штата к саратовскому кафедральному собору.

 Иоанно-Предтеченский собор г.Вольск
 Иоанно-Предтеченский собор г.Вольск

В 1912 году он становится членом Совета саратовского миссионерского Братства Святого Креста, а в 1917-м — председателем его Совета. Отец Соколов имел ряд наград: набедренник (1889), скуфью (1900), камилавку (1906), наперсный крест (1911) и орден святой Анны 3-й степени (1914).

10 июля 1913 года протоиерей Соколов подал епископу Алексию (Дородницыну) прошение: «Почти 17 лет (с 22-го Ноября 1896-го года) я служу в должности епархиального миссионера. За это время я сильно расстроил своё здоровье. Лечиться не на что. Обязанности к семье заставляют меня позаботиться о сохранении хотя остатка здоровья» и просил о переводе в женский монастырь. Епископ в тот же день положил резолюцию: «На отзыв игумении монастыря». Игумения Антония через три дня писала владыке, что «если Вам благоугодно будет благословить протоиерея Соколова занять место священника в нашей обители, то я со своей стороны Вашему Преосвященству за это назначение буду очень благодарна». 20 июля 1913 года о. Соколов был назначен вторым священником монастыря, а в 1916 году — первым священником.

Отец Павел являлся членом комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в селе Родниках (Корнеевке) Николаевского уезда Самарской епархии.

Отец Павел был женат на Елизавете Ивановне Соколовой (родилась 19 октября 1867 года), дочери диакона села Чернавки Балашовского уезда Иоанна Степановича Соколова. В имуществе у него здачился дом в г. Аткарске, который он продал в 1922 году. Супруга скончалась 1 октября от тифа в начале 1920-х годов. У них был сын Павел, в 1930-е годы находившийся в ссылке на Дальнем Востоке, и дочь Нина, вышедшая замуж за учителя Архангельского, жившего в селе Базарный Карабулак Саратовской области. Было также три дочери: Александра Павловна († 5 сентября 1920 года), Серафима Павловна, Вера Павловна, похороненные вместе с матерью на старом Воскресенском кладбище Саратова.

В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о. Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей — священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании Саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов. О. Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого ВЦУ. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону (Оболенскому) проживавшему тогда в г. Покровске (ныне — г. Энгельс) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией.

После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о. Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, викария Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие, бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (Пикалов).

О новом епископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии в Свято-Троицком (старом) соборе, новый Саратовский Владыка под звон колоколов, среди тысячной толпы "проследовал в свои покои", в женском монастыре.

В течение 2–3 дней все саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации отдельных приходов из других епархий — Астраханской, Уральской, Пензенской и Самарской. Он всех принимал под свое руководство. Православными приходами этих епархий епископ Петр управлял лишь до своего ареста в июле 1923 года и больше к ним отношения никогда не имел.

Несколько времени спустя, когда епископ Петр смог увидеться с Патриархом Тихоном, Святейший сделал ему устный выговор за хиротонию без разрешения высшей церковной власти, но хиротонию утвердил и отнесся к Преосвященному благожелательно.

Арестован 25 июля 1923 года 10 августа 1923 года Саратовское ОГПУ предъявило владыке обвинение в возбуждении верующих против Советской власти. 7 декабря приговорён к трём годам заключения в концлагере по статье 69 УК «Возбуждение верующих против Советской власти».

В Соловецких лагерях пребывал вместе с епископом Захарием (Лобовым). Как и многие его собратья по лагерю, Петр в июне 1926 года подписал известное обращение соловецких епископов к правительству. 31 октября 1926 года епископ Петр был освобожден без права проживания в 6 крупных городах и Саратовской губернии. Он целый год безвыездно проживал в городе Кирсанове Тамбовской губернии, после чего получил разрешение вернуться в город Саратов.

Проживал в Саратове в доме 234 на углу Вольской и Соколовой улиц. Определением Патриаршего Священного Синода от 3 октября 1928 года за № 178 назначен епископом Камышинским, викарием Саратовской епархии. 13 августа 1930 года получил назначение на Могилевскую кафедру. По свидетельству архиерея, прибыв в город Могилев, он через сутки покинул город, т. к. прежний епископ, Феодосий (Ващинский), отказался от перевода в Сталинград и не покинул свою кафедру.

С 5 сентября 1930 года — епископ Сталинградский. На кафедру владыка приехал в октябре 1930 года. Документы показывают, что в мае 1931 года по Сталинграду и его районам было зарегистрировано 14 общин патриаршей ориентации, 2 помещения и 13 молитвенных зданий, количество служителей культа в епархии составляло 34 человека. По распоряжению архиерея богослужения проводились круглосуточно, чтобы все верующие имели возможность их посещать. Кроме того, владыка выдал священнослужителям антиминсы, и они проводили богослужения в частных квартирах.

В 1932 году участник летней сессии Священного Синода. 16 апреля 1933 года возведён в сан архиепископа.

Управляя епархией, твёрдо придерживался «Сергиевской ориентации», вел борьбу с обновленцами и илиодоровцами. В декабре 1932 года в Сталинграде был закрыт последний храм, находившийся в управлении Петра (Соколова), — Троицкий. Верующие обратились в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК с просьбой об открытии храма, т. к. тысячам верующих приходится посещать удаленные сельские церкви.

В июле 1933 года Сталинградский горсовет получил из Москвы разрешение предоставить «сергиевцам» Алексеевскую кладбищенскую церковь. 26 июля 1933 года в Алексеевском храме состоялось первое богослужение.

23 апреля 1935 года владыка и священнослужители Алексеевской церкви были арестованы. Архиерей был обвинен в систематических пропагандистских проповедях антисоветского характера. Во время следствия он признал лишь то, что критиковал в своих проповедях учение Ч. Дарвина и статьи газеты «Известия» за неверную информацию о положении Русской Православной Церкви за границей. 2 октября 1935 года особое совещание при НКВД СССР осудило Петра (Соколова) за антисоветскую деятельность, но он тут же был выпущен на свободу, т.к. в установленное наказание был включен срок предварительного заключения.

25 ноября 1935 года назначен на Воронежскую кафедру. В начале декабря 1935 года архиепископ Петр приехал в Воронеж и поселился на той же квартире, что и его предшественник, недавно арестованный архиепископ Захария (Лобов), — в доме 47 по переулку Комарова. Епископская кафедра находилась тогда в приречном старинном Успенском соборе. Отношения епископа с причтом церкви вскоре не заладились, и 6 мая 1936 года он служил там в последний раз. Священники отказались впустить владыку в храм. В ответ на такое своеволие Петр уволил настоятеля собора протоиерея Алексея Образцова за штат, а церковного старосту Илью Скрипицына отлучил от святого причастия. Клирики не выполнили этого распоряжения, 17 июня в письме к владыке объявили о прекращении молитвенного общения с ним и непризнании его своим архипастырем. Сохранился указ Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского Сергия (Страгородского) от 29 июля 1936 года, которым объявлялось всему причту Успенского собора о том, что они подлежат лишению сана, а пока, как порвавшие связь со своим епископом, числятся в расколе с Московской Патриархией и через нее – с Православной Церковью. Но даже крайняя мера действия не возымела, и доступа в кафедральный храм архиепископ Петр не получил. В такой раскольнической акции священников Успенской церкви были весьма заинтересованы местные власти, стремившиеся изолировать главу епархии и лишить его возможности проповедовать. Конечно, и общая неустроенность церковной жизни, наличие расколов, отсутствие налаженных связей с другими епархиями и Синодом накладывали свой отпечаток на события в воронежском Успенском соборе.

Архиепископ Петр не прекращал своей проповеднической деятельности, он служил в других оставшихся храмах, ездил по епархии. 19 августа 1936 года он служил в церкви села Орлово.

Органы НКВД начали интересоваться новым епископом еще в феврале 1936 года, допросив церковного старосту И. Н. Скрипицына. Как в свое время к архиепископу Захарии (Лобову), к владыке Петру он относился резко отрицательно. В июле 1936 года допрашивали владельца дома, где жил Петр, М. В. Гурова, и священника Успенской церкви, что в слободе Монастырщинке, на левом берегу, И. И. Баженова.

В октябре 1936 года архиепископ Петр был переведён на Петровское викариатство Саратовской епархии.

В ночь на 28 октября 1936 года на квартире архиепископа был произведен обыск (имеется опись конфискованных вещей, в числе 37 предметов архипастырского облачения), после чего Петра арестовали. Предъявленное ему обвинение в антисоветской агитации и пропаганде состояло из четырех пунктов, каждый из которых базировался на показаниях конкретного лица. Главу епархии обвинили в том, что он в декабре 1935 года в церкви вел монархическую пропаганду и оскорбительно отзывался о Советской власти (показания церковного старосты Успенского храма И. Н. Скрипицына), в марте 1936 года в проповеди призывал верующих к объединению вокруг церкви (показания священника Успенского храма И. С. Котова, в апреле 1936 года произнес контрреволюционную проповедь (показания псаломщика Успенской церкви И. Л. Назарченко), в июле 1936 года в разговоре враждебно толковал новую конституцию (показания соседа по дому В. Егурнова).

В материалах дела есть упоминание о письменном заявлении, поданным церковным старостой И. Н. Скрипициным следственным органам до возбуждения уголовного дела, в котором речь шла о том, что проповеди Петра носят контрреволюционный характер.

Предъявленного обвинения Петр не признал. В конце декабря 1936 года был арестован священник в селе Орлово под Воронежем Отченашков Иван Семенович. В 1930–1932 годах он отбывал заключение в Ухто-Печерском лагере по 58-й статье. В дальнейшем И. С. Отченашков проходил по одному делу вместе с Петром как «пособник, проводивший по его заданию враждебную пропаганду среди местных крестьян». Держался И. С. Отченашков на следствии твердо, никого не оговорил, виновным себя не признал.

Дело архиепископа Петра и священника И. С. Отченашкова рассматривалось в закрытом заседании специальной коллегии областного суда 12 февраля 1937 года. Обвиняемые были признаны виновными и приговорены к пяти годам лагерей и трем годам поражения в правах.

По сведениям зарубежных изданий, архиепископ Петр (Соколов) умер 16 мая 1937 года в возрасте 74 лет. Место смерти – воронежская тюрьма или лагерь – не установлено. Дальнейшая судьба И. С. Отченашкова неизвестна.

31 июля 1989 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40 и начала 50 годов» архиепископ Петр (Соколов) был реабилитирован.

Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного
 Анкета арестованного
 Выписка из протокола заседания Комиссии НКВД по административным высылкам
 Выписка из протокола заседания Комиссии НКВД по административным высылкам

[1] Подготовлено по:

Подготовил В. В. Теплов.

Храмы