Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Епископ Михаил (Постников Михаил Степанович)

Дата рождения

Владыка Михаил был деятелем обновленческого движения, в 1943 году после принесения покаяния, был принят в общение с Церковью. 25 июня 1947 года был арестован, приговорен к пяти годам тюремного заключения. Заключение отбывал во Владимирской тюрьме, срок отбыл полностью с 1947 по 1952 год.



Епископ Михаил (Постников)
 Епископ Михаил (Постников)

Епископ Михаил (в миру Михаил Степанович Постников)[1] родился 30 сентября 1878 года. Окончил Воронежское духовное училище в 1893 года. По окончании в 1899 году Воронежской духовной семинарии он поступает учиться на медицинский факультет Томского Университета, одновременно слушал лекции на юридическом факультете этого же университета. Был отчислен за участие в забастовочном движении.

Окончил историко-филологический факультет Московского университета, сдал экстерном экзамен за курс ярославского Демидовского юридического лицея и за курс общих классов Петербургской консерватории. Завершил образование за границей. Магистр истории (1911).

Служил помощником секретаря и старшим нотариусом при Воронежском окружном суде. С 1909 года — мировой судья в городе Шавли Ковенской губернии, одновременно был преподавателем истории и законоведения в гимназии. С 1912 года — член Ковенского окружного суда, продолжил заниматься педагогической деятельностью. С 1914 года — товарищ председателя Новгородского окружного суда.

С 1917 был преподавателем в реальном училище в Тихвине. После прихода к власти большевиков работал комиссаром юстиции в Северной области, в Новгородском губернском суде, до 1920 был председателем выездного суда в Воронеже.

Смерть жены стала большим горем для Михаила Степановича. Светская жизнь и ученая карьера представляются ему суетными и теряют всякую привлекательность. Он принимает монашеский постриг. В 1920 году был рукоположён во диакона, затем во иерея и пострижен в рясофор. В 1920 году служил в Воскресенской церкви Воронежа, в 1920–1922 годах — в Казанской церкви села Усмань Воронежской епархии.

С момента создания обновленческого движения в 1922 был одним из активнейших его деятелей. В качестве уполномоченного обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) летом 1922 был направлен в Рязанскую, Воронежскую, Астраханскую епархии, где убедил местных архиереев присоединиться к обновленчеству (в противном случае им угрожали репрессии со стороны властей), организовал местные обновленческие структуры. За это, был возведён обновленческим ВЦУ в сан протоиерея.

13 октября 1922 года обновленческими епископами была совершена архиерейская хиротония Михаила Постникова. Он назначается на Вольскую кафедру викарием Саратовской епархии. Оказавшись в Вольске, епископ Михаил не захотел подчиниться обновленческому Саратовскому епископу Николаю (Поздневу) и считал себя совершенно независимым от епархиального управления архиереем. В Епархиальном органе «Друг Православного народа» № 4–5 за 1922 год появилось «Предупреждение», в котором читаем следующее: «Викарному епископу Вольскому Михаилу, вышедшему из канонического подчинения правящему епископу Николаю и Саратовскому Епархиальному Управлению предложено покинуть пределы епархии и немедленно явиться в В.Ц.У. Благочинному г. Вольска правящим епископом предписано отобрать у Михаила аннулированные документы С.Е.У., а также ризницу с митрой, принадлежащие еп. Николаю. Этот "деспот-монарх", скоморошно восхитивший даже права В.Ц.У., награждавший простаков крестами и протоиерейством и пр., не имеющий даже права наградить камилавкой… должен разумным Саратовским духовенством трактоваться по меньшей мере человеком ненормальным, страдающим манией «святительского» величия. Настоящим предписывается духовенству от больного ненормального человека никаких дон-кихотских наград не принимать».

Несмотря на прещения правящего архиерея, епископ Михаил продолжал дон-кихотствовать. 25 мая 1924 года Вольская газета «Луч правды» писала о диспуте с воинствующим безбожником Н. Будниковым, который проходил в стенах самого Кафедрального собора. В том же номере «Луч правды» обрушивался на Преосвященного Михаила за его проповедь о явившихся «мощах» купца-старообрядца Георгия Федоровича Курсакова. «Гр. Постников, именуемый епископом Михаилом, чувствует, что его стадо тает "яко воск от лица огня". В целях увеличения последователей своих он отправился в уезд. Уже указывалось, что Михаил в стремлении одурманить верующих не останавливается даже перед тем, что выдает призраки за действительность… Теперь сей епископ заговорил о «мощах» купца Курсакова. "Это чудо — мировое чудо", — говорил он 21 мая. Это же он проповедывал и в уезде, высылая оттуда паломников на поклонение новоявленному "святому". Прежде всего, нужно указать на виляние г. Постникова. Как обновленец, он клеймил старую церковь, которая сеяла обман. Касался и мощей, которые оказались грудой негодного хлама. А теперь он сам проповедует эти мощи. Где же последовательность?..»

Хотя обновленческий епископ Михаил пользовался в городе определенным авторитетом, все же православный народ не очень то доверял «красному» владыке и при первой же возможности старался заполучить, хотя бы для разового богослужения, патриаршего епископа. В 1923 году в Вольске оказался Ульяновский епископ Виссарион (Зорин), впоследствии уклонившийся в григорианский раскол.

Вольский «Луч правды» не мог пройти мимо этого события. В разделе «Происшествие» появилась заметка, подписанная характерным псевдонимом «Прозревший». «…В субботу "всенощную" начал служить вызванный вольскими толстосумами, стоящими во главе коллективов верующих, тихоновец епископ Виссарион. В собор пришел и епископ Михаил, вставший на клиросе. Несколько раз епископ Михаил пытался обратиться к верующим с речью, чтобы вызвать своего собрата на дискуссию вопроса «како веруеши», но безуспешно: хор певчих заглушал голос оратора. В церкви поднялся невообразимый гвалт… Наконец, епископу Михаилу удалось начать свою речь, но епископ Виссарион, видимо, убоялся состязания, бросил службу и с своими приспешниками и небольшой кучкой народа бежал из собора. — Всех их надо в шею гнать, решили верующие, расходясь по домам. В воскресенье собор был заперт, дондеже образумятся "архипастыри", а около него кучками собирались верующие и, по их собственному выражению, гавкали на архиереев, попов и друг на друга»

В 1923 году, после освобождения Патриарха Тихона из заключения, прибыл к нему в Москву и вёл переговоры о переходе в патриаршую юрисдикцию. Патриарха Тихона в ответ на запрос о том признан ли Михаил (Постников) в качестве епископа написал резолюцию от 28 сентября 1923 года: «Михаил Постников был у меня только сего числа; пока он не признан нами в сане епископа ввиду спорности его хиротонии. В Вольск назначен епископом архимандрит Виссарион».

В 1923 году арестован, но через месяц освобождён без предъявления обвинения. В том же году был приговорён к трём месяцам принудительных работ. Проводил диспуты на религиозные темы, проповедовал, как образованный и энергичный человек пользовался в Вольске определённым авторитетом, но, будучи обновленцем, оставался неприемлемой фигурой для сторонников Патриаршей церкви. Согласно докладу Патриарху Тихону благочинного церквей города Вольска Саратовской епархии протоиерея Покровской церкви Алексия Хитрова от 6/19 сентября 1923 года: "зло еще больше окрепло с появлением ставленника ВЦУ Михаила Постникова, который в речах говорил, что не принадлежит к обновленческому движению. …"Обладая большой энергией и богатым даром красноречия, часто совершая торжественные богослужения, Михаил Постников увлек за собой не только священников, но и очень многих наших православных прихожан…" Разобраться в происходящем могло меньшинство; но со временем разобрались — в результате агитации верных православию, а также некоторых действий Постникова. — …"К сожалению, это были не иереи". В канун Великого поста 1923 г. Постников был арестован".

С декабря 1924 по 1926 был временно управляющим Псковской обновленческой епархией. С 10 февраля 1925 года — правящий архиерей Великоустюжской епархии. В 1925—1927 — обновленческий епископ Уральский и Вольский (после присоединения к Уральской епархии Вольского викариатства). 14 мая 1927 года был возведён в сан архиепископа. В 1928—1929 — обновленческий архиепископ Касимовский, викарий Рязанской епархии. В 1928—1933 году именовал себя временно управляющим Витебской обновленческой епархией.

В 1929—1930 годы — обновленческий архиепископ Рязанский, был уволен на покой. С 27 ноября — обновленческий архиепископ Калининский. 26 декабря 1931 года он по состоянию здоровья был уволен на покой, но продолжал управлять Витебской епархией.

Стиль его управления был достаточно жёстким: он добивался открытия новых обновленческих приходов всеми способами, понуждая подчинённое ему духовенство даже к нарушению действующего законодательства. Например, архиепископом Михаилом давались распоряжения начинать совершение богослужений во вновь открытой церкви, не дожидаясь получения регистрации в сельсовете или райисполкоме, что могло привести к аресту священнослужителя.

4 марта 1933 года был арестован в Витебске. Он обвинялся по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР  в активной контрреволюционной агитации, в членстве в контрреволюционной церковно-повстанческой организации. Виновным себя не признал. Приговорён к пяти годам лишения свободы. Затем приговор был изменён на три года ссылки, которую в 1933—1936 отбывал в Архангельской области, где работал представителем Ленинградской артели по снабжению фотоматериалами. По собственным словам, ссылку отбывал очень тяжело, перед её окончанием сильно болел.

По некоторым данным, в 1936—1937 — архиепископ Калининский. Затем жил в Москве, был статистиком, работал в горсобесе. Продолжал участвовать в деятельности обновленческой церкви, в октябре 1941 года, будучи епископом на покое, участвовал в заседании Высшего церковного управления в Москве перед эвакуацией из столицы обновленческих митрополитов Александра Введенского и Виталия (Введенского). С 1942 года — юрисконсульт Московского обновленческого епархиального управления. Вместе с обновленческим ВЦУ в годы войны был эвакуирован в город Ульяновск. На Пасху 1943 года причащался у обновленцев.

Одним из последних обновленческих архиереев Михаил (Постников) в октябре 1943 года обратился к Патриарху Сергию с покаянным прошением, в котором объяснял свой уход от обновленцев нравственной испорченностью обновленческого епископата. Патриарх Сергий отметил недостаточность покаянного чувства, после чего 5 ноября 1943 года Михаил (Постников) испросил прощения в расколе с подобающим смирением.

Прощенный Патриархом, он был принят в общение с Московской Патриархией в сане епископа и 12 февраля 1944 года получил предложение занять Архангельскую кафедру.

Отказавшись от этого предложения, он в июле 1944 года был назначен епископом Пензенским и Саранским, а с 27 января 1947 года — епископом Ивановским и Шуйским. На этой кафедре епископ Михаил пробыл менее полугода.

Епископ Михаил (Постников), тюремное фото 1947 г.
 Епископ Михаил (Постников), тюремное фото 1947 г.

25 июня 1947 года был арестован с обвинением «в антисоветской агитации и разглашении сведений, не подлежащих оглашению». Во время ареста были изъяты бумаги, в которых были отзывы на диссертации, сочинения самого епископа, письма и служебные документы. Проходил по групповому делу «Дело епископа Михаила (Постникова) и др.», г. Иваново, 1947 год.

Из обвинения: «В проповедях дискредитировал советскую власть, а именно клеветал на отношения советской власти к церкви и духовенству, клеветал на семейный быт советских людей и воспитание детей».

При допросе на обвинение в том, что он якобы в своих проповедях клеветал на государственную власть, епископ Михаил ответил: «В своих проповедях я ставил своей целью вызвать у верующих раскаяние в своих прегрешениях и возбудить у них любовь к религии. Что же касается советского правительства, то я о его политике плохо никогда не отзывался... Свои проповеди я считал церковно-нравственного характера, имевшие место по своему содержанию и в прежние времена, когда Россию и русский народ постигали бедствия».

20 декабря 1947 года осуждён по статьям 58-10, ч.1 и 121 УК РСФСР с предъявленным обвинением, в том, что он «выступал с церковного амвона с проповедями, в которых дискредитировал советскую власть, а именно клеветал на отношения советской власти к церкви и духовенству, клеветал на семейный быт советских людей и воспитание детей». Приговорен к пяти годам тюремного заключения, считая срок с 25 июня 1947 года, с конфискацией личного имущества.

Ходатайство ближних о замене лагеря ссылкой удовлетворено не было. Во время следствия содержался в Ивановской тюрьме. Заключение отбывал во Владимирской тюрьме. Срок наказания отбыл полностью с 1947 по 1952 год. Скончался не ранее 1952 года. 21 июля 1997 года был реабилитирован прокурором Ивановской области по 1947 году репрессий.

 

[1] Подготовлено по: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_2932; https://drevo-info.ru/articles/27665.html. Подготовил В. В. Теплов.