Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Епископ Николай (Парфенов Владимир Васильевич)

Дата рождения

Владыка Николай был арестован 29 декабря 1936 г. Управлением НКВД по Ивановской области по обвинению в том, что «являлся активным участником контрреволюционной организации церковников в г. Киржаче, так называемой пустынной церкви, созданной на основе антисоветской платформы "Истинной православной церкви", проводившей развернутую деятельность по насаждению контрреволюционных групп церковников, объединяя их в так называемые тайные церкви». В предъявленном обвинении себя виновным не признал. 15 июня 1937 года по постановлению Особого совещания при НКВД СССР был осужден к 5 годам тюремного заключения, скончался в тюрьме.



Иеромонах Николай (Парфенов)
 Иеромонах Николай (Парфенов)

Епископ Николай (в миру Владимир Васильевич Парфенов)[1] родился 20 июня 1879 года в Саратове в семье цехового мещанина Василия Парфенова. В таинстве Крещения, совершенном в приходском Митрофаниевском храме, его нарекли в честь св. равноап. князя Владимира. Будущий епископ прожил на центральной улице Саратова — Немецкой (на пересечении ее с Вольской улицей) от рождения до поступления в монастырь в 1906 году. В раннем детстве, упав со стола по недосмотру кормилицы, Володя травмировал позвоночник, и у него появился горб спереди и сзади. Позднее епископа Николая в Саратове звали «маленьким батюшкой» или «Николаем горбатеньким».

Свято-Алексиевский скит
 Свято-Алексиевский монастырь в наши дни.
Свято-Николо-Тихоновский скит
 Свято-Николо-Тихоновский скит

26 августа 1906 года Владимир Парфенов поступил в саратовский Спасо-Преображенский мужской монастырь и был определен на послушание портного в Свято-Алексиевский скит (с 1911 года — Николо-Тихоновский). Спустя некоторое время Саратовский епископ Гермоген (Долганев), являвшийся настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, совершил постриг Владимира Парфенова в мантию и нарек его Николаем. Впоследствии, будучи уже иеромонахом, старец Николай рассказывал будущему епископу Саратовскому и Балашовскому Вениамину (Милову): «Во время моего пострига от вручаемого мне креста отделился голубь и влетел в мои уста. Целый год после того чувствовал я в сердце своем великую сладость». Новопостриженный инок состоял под духовным окормлением епископа Гермогена. Со временем к монаху Николаю стали приезжать паломники — одни ради спасения души, другие ради любопытства. И те и другие открывали в нем молитвенника и духовного печальника о самых сокровенных сердечных чаяниях.

Иеромонах Николай (Парфенов)
 Иеромонах Николай (Парфенов)

Преосвященный Палладий (Добронравов) с 1914 года являвшийся епископом Саратовским и Царицынским, рукоположил инока Николая во диакона, 10 ноября 1915 года — во иерея и назначил духовником в киновию при саратовском храме Страстей Господних. Митрополит Мануил (Лемешевский) писал о подвиге духовничества отца Николая: «Когда к нему съезжались из разных мест и среди них были новые лица, он имел обыкновение сажать за стол приезжих с одной стороны, параллельно им на особых возвышениях рассаживать игрушечных петухов, куриц, попугаев, кошек, собак и других птиц и животных, и он разговаривал с птицами и животными». И во всех этих разговорах приехавшие получали ответы на свои невысказанные вопросы и мысли. Послушник старца Александр Михеев (впоследствии иерей) вспоминал: «Привозили к нему больных всякими душевными или другими непонятными болезнями, клали возле корпуса. Выходил к ним отец Николай, не отказывал. Беседовал с больными и родственниками, молился горячо, заклинал болезнь на излечение, обнадеживал, оставлял веру и надежду. Троих или четверых так-то при мне вылечил, а многим, как потом говорили, полегчало». В 1917 году отец Николай вместе с Александром Михеевым совершил паломничество по святым местам России. Они посетили московские кремлевские соборы, Донской, Новодевичий, Страстной, Симонов, Данилов монастыри, Троице-Сергиеву лавру, Новый Иерусалим, Оптину Пустынь, Александро-Невскую лавру, Валаам. Протоиерей Константин Соловьев говорил об архиерее как о «пользовавшемся у паствы славой хорошего советника, объехавшего большинство монастырей всей России».

В начале 1920-х годов отец Николай был возведен в сан игумена Свято-Николо-Тихоновского скита и в скором времени — в сан архимандрита. 17 марта 1923 года в Никольской церкви скита он был тайно хиротонисан во епископа Аткарского. Хиротонию совершили ученик старца, бывший настоятель Спасо-Преображенского монастыря епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, Иов (Рогожин) и епископ Новосильский, викарий Тульской епархии, Варлаам (Пикалов). Сведения об этой хиротонии дошли до пребывавшего под домашним арестом Святейшего Патриарха Тихона, который утвердил владыку Николая викарием Саратовской епархии. Владыка Николай не принял обновленчество.

Вскоре епископ Николай был вынужден покинуть Саратов и, как говорила его сестра Варвара Васильевна, «был на колесах»: «Владыка был без прописки, практически как бездомный... странничествовал по городам», жил в Москве. Вскоре епископ Николай был выслан в Киев. Владыка снимал квартиру в Печерске, жил уединенно, почти никого не принимал и не совершал богослужений. Ходил молиться в церковь женского Введенского монастыря. Саратовские почитатели приезжали к старцу в Киев. В 1933 году епископ Николай был арестован Киевским ОГПУ, содержался под стражей 4 месяца, затем был освобожден под подписку о невыезде. Как утверждает протопресвитер Михаил Польский, владыка Николай находился в течение некоторого времени в блоке предварительного заключения вместе со схиархиепископом Антонием (Абашидзе). Сокамерники епископа Николая вспоминали доброту владыки, делившегося с заключенными последним куском хлеба.

В октябре 1933 года владыка Николай приехал в Киржач, небольшой город более чем в сотне километров от Москвы, как свидетельствует Е. Г. Рымаренко, «именно на таком удалении он должен был жить в ссылке». И здесь, так же как и в Симбирске, Москве, Киеве и других городах, владыку окружали близкие ему по духу саратовцы. Епископ Николай жил вместе с келейником иеромонахом Питиримом (Ивановым), служившем псаломщиком в местной церкви Николая Чудотворца на Заболотье.

Фото из следственного дела епископа Николая
 Фото из следственного дела епископа Николая

29 декабря 1936 г. Управлением НКВД по Ивановской области епископ Николай был арестован по обвинению в том, что «являлся активным участником контрреволюционной организации церковников в г. Киржаче, так называемой пустынной церкви, созданной на основе антисоветской платформы "Истинной православной церкви", проводившей развернутую деятельность по насаждению контрреволюционных групп церковников, объединяя их в так называемые тайные церкви». На допросах владыки Николая следователь называл фамилии священнослужителей, знакомство с ними епископ отрицал. При этом он указывал, что «в Киржаче у меня были знакомые, несколько человек, с которыми я поддерживал близкие связи как с единомышленниками по "истинно-православной вере", но это не была антисоветская группа». В предъявленном обвинении владыка Николай себя виновным не признал. 15 июня 1937 года архиерей по постановлению Особого совещания при НКВД СССР был осужден «за участие в контрреволюционной группе церковников к 5 годам тюремного заключения», иеромонах Питирим (Иванов) на 5 лет был сослан в Сибирь. По свидетельству протоиерея Игоря Мальцева, в 1937 г. «их (епископа Николая и иеромонаха Питирима)... отправили во владимирскую тюрьму. Мама все еще посылки туда посылала. Потом было известие, что его там (во владимирской тюрьме) нет». По данным информационного центра УВД Владимирской области, епископ Николай скончался в тюрьме Владимира 20 января 1939 г. от порока сердца. Следы иеромонаха Питирима затерялись в ГУЛАГе.

Постановлением президиума Владимирского областного суда от 8 августа 1959 года реабилитирован. Был прославлен в лике святых по чину священномучеников в соборе Новомучеников и Исповедников Российских Собором Русской Православной Церкви Зарубежом на Архиерейском Соборе 1 ноября (19 октября) 1981 года.

 

[1] Подготовлено по: Руфимский А. В. Последняя «пустынная церковь» епископа Николая (Парфенова) — община схиигумении Марии: заметки к биографии подвижницы (http://www.sedmitza.ru/lib/text/475551/); Руфимский А. В. Схиигумения Мария и «Пустынная Церковь» священномученика Николая (Парфёнова), епископа Аткарского. Саратов-Камышин-Волгоград, 2008;  http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuBe8eieu0d60WDcC1YdOqicW00eu0Ye8mcs000cC4ceymZceXb8E*_pnl . Подготовил В. В. Теплов.