Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Верещагина Степанида Мартыновна
Монахиня

Дата рождения

Арестована 1 сентября 1937 года. 19 сентября 1937 года тройкой НКВД осуждена к ВМН. 23 сентября 1937 года в 23 часа расстреляна в г. Саратове.



Монахиня Степанида Мартыновна Верещагина[1] родилась в 1886 году в селе Питерка Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне Питерского района Саратовской области) в крестьянской семье. Неграмотная, русская, беспартийная.

Двоюродная сестра Степаниды Михайловны Верещагиной. Доморощенная монашка — в монастыре не была. Без определенных занятий. Стегальщица одеял, занималась чтением Псалтири. Ранее не судима. До новой конституции лишена избирательных прав как монашка. Проживала в с. Питерка по ул. Питерской.

Арестована 1 сентября 1937 года в 2 часа ночи Питерским РО НКВД за контрреволюционную деятельность. Содержалась в саратовской тюрьме. 

3 сентября 1937 года было составлено обвинительное заключение, в котором считалось установленным то, что 10 обвиняемых: Евстифеев В. И., Ежова А. И., Тепляков И. С., Пугачева М. И., Жулидов Р. П., Жулидова П. П., Верещагина С. М., Тяпкина Е. Н., Житенева Е. А., Верещагина С. М. — представляют собой антисоветский актив церковников и являются членами антисоветской группировки, возглавляемой священником Евстифеевым, монашкой Егоровой и псаломщиком Жулидовым. Дело было направлено на рассмотрение Тройки Управления НКВД по Саратовской области.

19 сентября 1937 года тройкой НКВД по обвинению, что «вела активную а/с к-р агитацию, направленную на срыв мероприятий Соввласти, проводимых на селе, против колхозного строительства и на разложение трудовой дисциплины среди колхозников. Восхваляла жизнь при царском правительстве. Восхваляла врагов народа — троцкистов» осуждена к ВМН.

23 сентября 1937 года в 23 часа расстреляна в г. Саратове.

В 1967 году Управлением КГБ при СМ СССР по Саратовской области по указанию облпрокуратуры проведена проверка материалов дела. Анализ материалов дела и проверки свидетельствует о том, что Жулидов Р. П. и другие обвиняемые по делу были осуждены без достаточных к тому оснований. В ходе предварительного следствия в 1937 году не было собрано каких-либо доказательств о том, что Жулидов Р. П. и другие обвиняемые являлись участниками антисоветской группы церковников. Такое обвинение, как видно из материалов дела, основано только на том, что Жулидов и другие обвиняемые были верующими и выполняли определенные обязанности в церкви в период её функционирования.

Передопрошенные свидетели от своих показания отказались. Расследование по делу велось с грубым нарушением процессуальных норм: аресты Жулидова Р. П. и других обвиняемых проведены без санкции прокурора, постановление о предъявлении обвинения не выносились, с материалами дела по окончании расследования они не ознакомлены.

18 февраля 1967 года архивное уголовное дело было направлено прокурору Саратовской области для внесения протеста им в судебные инстанции на предмет отмены постановления тройки при УНКВД по Саратовской области от 19 сентября 1937 года и прекращения дела за недоказанностью обвинения. Постановлением президиума областного суда от 3 апреля 1967 года постановление тройки при УНКВД по Саратовской области от 19 сентября 1937 года было отменено и дело в отношении 9 осужденных было прекращено за недоказанностью обвинения.

Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного
Протокол тройки
Протокол тройки
Акт о расстреле
Акт о расстреле

[1] Подготовлено по: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-21726. Подготовил В. В. Теплов.