Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Венустов Константин Алексеевич
Священник

Дата рождения

Священник 22 декабря 1930 года был арестован Романовским ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю. Был помещён в Балашовскую тюрьму. 19 апреля 1931 года заседанием тройки ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю приговорён к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в проведении антисоветской агитации (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР). Приговор приведён в исполнение 3 мая 1931 г. в г. Балашов, место захоронения неизвестно.



Священник Константин Венустов
 Священник Константин Венустов

Священник Константин Алексеевич Венустов[1] родился 12/24 сентября 1875 г. в селе Краишевка Аткарского уезда Саратовской губернии в семье священника Алексия Илиодоровича Венустова и его супруги Александры Федоровны. Дед был диаконом в Покровской церкви г. Царицын (ныне г. Волгоград). Образование получил в Саратовской духовной семинарии. В третьем классе семинарии был оставлен на повторный курс по болезни. Был уволен из семинарии в 1898 году со свидетельством об окончании полного курса семинарских наук по второму разряду.

1/13 сентября 1898 года был назначен, а 30 сентября / 12 октября того же года был рукоположен в сан диакона Космо-Дамианской церкви села Байки Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Сердобский район Пензенской области).

 Церковь села Байки Сердобского района Пензенской области.
 Церковь села Байка Сердобского района Пензенской области.

1/13 августа 1899 г. ему было предоставлено место священника Покровской церкви села Малая Берёзовка Сердобского уезда (ныне село Березовка Колышлейского района Пензенской области). Тогда же проходил должность заведующего и законоучителя в Берёзовской церковно-приходской школе Сердобского уезда.

C 20 декабря 1902 г. / 2 января 1903 г. по 27 мая / 9 июня 1904 г. проходил должность священника при Христорождественской церкви села Мачкасы Петровского уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейского района Пензенской области). В тот же срок проходил должность заведующего и законоучителя в Азрапинской церковно-приходской школе Мачкасского прихода Петровского уезда. От 12/25 сентября 1903 г. назначен законоучителем в Мачкасском Земско-общественном училище Петровского уезда.

C 27 мая / 9 июня 1904 г. по 1913 г. служил священником при Михаило-Архангельской церкви села Барское Балашовского уезда Саратовской губернии (ныне село Новосельское Аркадакского района Саратовской области). С 27 мая / 9 июня 1904 г. по 1913 г. состоял заведующим и законоучителем в Барской и Каменской церковно-приходских школах Балашовского уезда. 24 августа / 6 сентября 1904 г. утвержден на должность законоучителя в Львовском Земско-общественном училище Балашовского уезда. Проходил её по 27 мая / 9 июня 1908 г.

27 апреля / 10 мая 1909 г. награждён набедренником. Служил в Барском до 1929 года.

Был женат на дочери священника Ольге Ивановне, в девичестве Агринской. У них были дети: София (1899), Зинаида (1901), Мария (1904), Валентина (1906), Михаил (1907), Виктор. Поживали вместе с матерью Александрой Федоровной (в 1930 году ей было 79 лет).

 Священник Константин Венустов с женой Ольгой Ивановной Агринской, сентябрь 1899 года
 Священник Константин Венустов с женой Ольгой Ивановной Агринской, сентябрь 1899 года

С 20 ноября 1929 года служил священником Никольской церкви с. Усть-Щербедино Романовского района. В 1929 году был арестован — «просидев в арестном помещении 2 суток был освобожден». Проживал в селе на квартире Василия Васильевича Селиверстова, ктитора церкви, который был арестован в 1929 году и выслан из пределов Нижне-Волжского края.

22 декабря 1930 года священник Константин Венустов был арестован Романовским райотделом ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю по обвинению в том, что «в 1930 г. спаивал должностных лиц с/с и колхоза, давал им антисоветские установки в проведении текущих хоз. полит. компаний, вел к/р работу к срыву проводимых мероприятий». Содержался под стражей в Балашовском домзаке по 2 категории. Допрашивался 27 декабря 1930 года и 8 марта 1931 года.

В обвинительном заключении группового дела на 34 человека говорилось:

«В феврале месяце 1931 года Райаппарату ПП ОГПУ НВК по Романовскому району стало известно, что кулаки, высланные на кулацкий поселок при Быковском с/совете Романовского района, объединив вокруг себя весь контр-революционный элемент близь лежащих сел из среды кулачества и духовенства, представляя из себя организацию повстанческого характера, ставили перед собою задачи: Экономическое вредительство и разложение проживающих на поселке, проведение совещаний поселка кулаков в селе для развала колхозов, подготовка населения к восстанию, вербовка лиц в банду и покушение к совершению террористических актов над уполномоченными ОГПУ и др.

Произведенным по этому поводу расследованию установлено следующее:

Кулаки Романовского района будучи раскулаченными на местах в селах в хлебозаготовительную компанию прошлого и этого года, были высланы на кулацкий поселок, некоторые в 1930 г., а некоторые в 31 г. <…>

Впоследствии это ядро… связались с духовенством района, а именно с священниками Бобылевки — СОКОЛОВЫМ, Усть-Щербедино ВИНУСТОВЫМ и благочинным Романовского района КРОТОВЫМ.

Первые двое в селах где проживают, организовав вокруг себя группы из среды кулаков, бандитов и стражников, которые имели связь с кулаками кулацкого поселка. Последний т-е благочинный в М. Щербедино руководил кулацкой группой и с некоторыми из них кулаками выезжал в Усть-Щербедино. Сам лично объезжая села М. Щербедино, Усть-Щербедино, Бобылевку, Бык через священников, руководил контр-революционной деятельностью указанных групп».

19 апреля 1931 года заседанием тройки ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю приговорён к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в проведении антисоветской агитации (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР). Приговор приведён в исполнение 3 мая 1931 г. в 2 часа 30 минут в г. Балашов, место захоронения неизвестно.

Ольга Ивановна до последнего ходила к мужу, носила передачи, в какой-то момент ей в тюрьме сказали, что его уже нет в живых. Позже детей священника ограничивали  в  правах,  не  разрешали  учиться  на  дневных отделениях.

25 сентября 1989 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» реабилитирован прокуратурой Саратовской области.

Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного
Протокол тройки
Протокол тройки
Акт о расстреле
Акт о расстреле

[1] Подготовлено по: https://kvenustov.ru/. Cоставитель текста Владимир Викторович Некрасов, e-mail: vladimir@workspace.net.ru. А также по: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-31030. Подготовил В. В. Теплов.