Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Кротов Михаил Михайлович
Священник

Дата рождения

Священник, благочинный 21 февраля 1931 года был арестован Романовским ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю. Был помещён в Балашовскую тюрьму. 19 апреля 1931 года заседанием тройки ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю приговорён к 10 годам лишения свободы.



Священник Михаил Михайлович Кротов[1] родился в 1885 году в дер. Верхуличи Мосальского уезда Калужской губернии (ныне Спас-Деменский район Калужской области). Обучался на медицинском факультете Варшавского Университета, был студентом 2-го курса.

Резолюцией Епископа Саратовского и Царицынского Алексия (Дородницына) от 23 июля 1913 года за № 4964 ему предоставлено священническое место при Николаевской церкви села Березовки Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне села не существует, территория Екатериновского района Саратовской области). 21 января 1915 года перемещен к Богородице-Рождественскому храму села Залесянка Балашовского уезда (ныне — Самойловского района Саратовской области) и награжден набедренником за усердное проповедование Слова Божия. После 1917 года некоторое время служил в селе Залесянка, затем — в г. Балашове (храм неизвестен), позже в Никольской церкви в селе Малое Щербедино Балашовского уезда (Романовского района Саратовской области).

Не судим. На момент ареста служил священником церкви с. Малое Щербедино Романовского района, был благочинным Романовского района. В составе семье была жена, две дочери и братья.

21 февраля 1931 года священник Михаил Кротов был арестован Романовским райотделом ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю по обвинению в а/c агитации. Содержался под стражей в Балашовском домзаке.  

В обвинительном заключении группового дела на 34 человека говорилось:

«В феврале месяце 1931 года Райаппарату ПП ОГПУ НВК по Романовскому району стало известно, что кулаки, высланные на кулацкий поселок при Быковском с/совете Романовского района, объединив вокруг себя весь контр-революционный элемент близь лежащих сел из среды кулачества и духовенства, представляя из себя организацию повстанческого характера, ставили перед собою задачи: Экономическое вредительство и разложение проживающих на поселке, проведение совещаний поселка кулаков в селе для развала колхозов, подготовка населения к восстанию, вербовка лиц в банду и покушение к совершению террористических актов над уполномоченными ОГПУ и др.

Произведенным по этому поводу расследованию установлено следующее:

Кулаки Романовского района будучи раскулаченными на местах в селах в хлебозаготовительную компанию прошлого и этого года, были высланы на кулацкий поселок, некоторые в 1930 г., а некоторые в 31 г. <…>

Впоследствии это ядро… связались с духовенством района, а именно с священниками Бобылевки — СОКОЛОВЫМ, Усть-Щербедино ВИНУСТОВЫМ и благочинным Романовского района КРОТОВЫМ.

Первые двое в селах где проживают, организовав вокруг себя группы из среды кулаков, бандитов и стражников, которые имели связь с кулаками кулацкого поселка. Последний т-е благочинный в М. Щербедино руководил кулацкой группой и с некоторыми из них кулаками выезжал в Усть-Щербедино. Сам лично объезжая села М. Щербедино, Усть-Щербедино, Бобылевку, Бык через священников, руководил контр-революционной деятельностью указанных групп».

19 апреля 1931 года заседанием тройки ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю приговорён к 10 годам лишения свободы.

Реабилитирован 25 сентября 1989 г. Саратовской областной прокуратурой.

 

[1] Подготовлено по: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-31030. А также по: https://ru.openlist.wiki/Кротов_Михаил_Михайлович_(1885)  Подготовил В. В. Теплов.