Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Морева Анастасия Ефимовна
Мирянка

Дата рождения

Прихожанка Михаило-Архангельской церкви в с. Елховка Куриловского района была привлечена Куриловским РО УНКВД УГБ НКВД по Саратовскому краю в качестве обвиняемой по ст. 58. п. 10 УК РСФСР, 28 июня 1935 года была взята подписка о невыезде из с. Елховки. 22 июля 1936 года уголовное дело было прекращено за недостаточностью собранных по делу доказательств.



Анастасия Ефимовна Морева[1], 1890 г. р., урож. с. Елховка Вольского уезда Саратовской губении (ныне Вольского района Саратовской области), русская, б/п, верующая. Обучалась в сельской школе 1 год не полностью.

До революции имела: лошадь, корову, земли «не помню сколько». После революции то же, кроме земли.

Репрессиям не подвергалась. Колхозница. Муж Василий Антонович болен, в колхозе не работает

Была привлечена Куриловским РО УНКВД УГБ НКВД по Саратовскому краю в качестве обвиняемой по ст. 58. п. 10 УК РСФСР, 28 июня 1935 года была взята подписка о невыезде из с. Елховки. Допрашивалась в качестве обвиняемой в 1936 году.

Было составлено обвинительное заключение на обвиняемых: БЕЛЯКОВА Андрея Васильевича, КУЗНЕЦОВУ Варвару Алексеевну, МОРЕВА Трофима Ивановича, РОМАНОВА Ивана Ильича, КАЛИНИНУ Евдокию Ивановну, МОРЕВУ Анастасию Ефимовну по ст. 58, п. 10 УК РСФСР, в котором говорилось:

«Произведенным расследованием установлено, что поп БЕЛЯКОВ Андрей Васильевич и церковники КУЗНЕЦОВА Варвара Сергеевна, МОРЕВ Трофим Иванович, РОМАНОВ Иван Ильич, КАЛИНИНА Евдокия Ивановна и МОРЕВА Анастасия Ефимовна провели к.-р. агитацию среди женщин, в то же время используя их религиозные предрассудки, в результате чего женщины выступили и протестовали против снятия колоколов. До этого указанная группа церковников на своем сборище в церкви по инициативе попа БЕЛЯКОВА провели собрание, где договорились о несдаче колоколов государству. Кроме того, указанная группа в повседневной своей к.-р. работе проводила антисоветскую агитацию, направленную на развал работы в колхозе, а также поп БЕЛЯКОВ использовал в своей проповеди».

Дело через Куриловского райпрокурора, который утвердил обвинительное заключение 28 января 1936 года, было направлено в Спецколлегию Крайсуда.

8 апреля 1936 года было утверждено заключение по делу обвиняемых, в котором утверждалась их виновность. Дело было направлено на рассмотрение спецколлегии  Крайсуда.

Однако в заключении от 15 мая 1936 года помощник прокурора края по спецделам, отметил по делу нарушение норм УПК и неосновательную волокиту — предъявив обвиняемым материал об окончании следствия в июле 1935 года снова продолжал следственные действия в 1936 году, вследствие этого дело с 19 июля 35 г. по 21 января 1935 г., т.е. в течение 6-ти мес. лежало без всякого движения. Также он отметил, что 1. Призыв колхозников ходить в церковь сам по себе еще не является к/р агитацией. 2. Сопротивление оказанное уполномоченному при снятии колоколов также не может служить основанием для квалификации преступления по ст. 58-10 УК. 3. Других же доказательств изобличающих обвиняемых  в к/р действиях — по делу не добыто.

Тем не менее 31 мая 1936 г. заместителем начальника управления НКВД по Саратовскому краю было утверждено заключение, в котором утверждалось, что 1) Контр-революционная деятельность попа БЕЛЯКОВА следствием вполне установлена. 2) В отношении обвиняемых МОРЕВОЙ А. Е., КУЗНЕЦОВОЙ В. А.  в деле имеются серьезные данные, которые свидетельствуют  об активном участии этих лиц совместно с обв. БЕЛИКОВЫМ в организации в с. Елховке в 1935 году массового выступления жителей направленного на оказание сопротивления мероприятиям органов советской власти.

15 июня 1936 года по постановлению пом. опер. уполномоченного Куриловского РО УНКВД УГБ НКВД по Саратовскому краю дело в отношении КАЛИНИНОЙ Евдокии Ивановны, КУЗНЕЦОВОЙ Варвары Алексеевны и МОРЕВОЙ Анастасии Ефимовны по ст. 58 п. 10 УК РСФСР было принято к производству как недостаточно расследованное.

20 июня 1936 года ей было объявлено об окончании следствия.

3 июля 1936 года оперуполномоченный 4 отд. СПО УГБ УНКВД по Саратовскому краю рассмотрев дело нашел, что «дополнительными следственными материалами антисоветская деятельность попа БЕЛЯКОВА и КУЗНЕЦОВОЙ вполне установлена. Установлена также их виновность в организации массового выступления церковников на почве снятия колоколов, активное участие в котором проявляли и обвиняемые КАЛИНИНА и МОРЕВА». Дело было направлено на рассмотрение Спецколлегии Крайсуда. 22 июля 1936 года и. о. пом. прокурора Саратовского края по спецделам нашел, что «сопротивление снятию колоколов с церкви еще не является по существу достаточным основанием для предания указанных лиц суду по ст. 58-10 УК, т.к. проявленные обвиняемыми действия являются следствием невежественности и культурной отсталости» постановил уголовное дело в отношении КУЗНЕЦОВОЙ Варвары Алексеевны, КАЛИНИНОЙ Евдокии Ивановны и МОРЕВОЙ Анастасии Ефимовны производством прекратить за недостаточностью собранных по делу доказательств для преданиях их суду.

Протокол допроса
Протокол допроса
Протокол допроса
Протокол допроса
Постановление
Постановление

[1] Подготовлено по: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № 3984 (не по последней нумерации). Подготовил В. В. Теплов.