Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Лебедевский Николай Александрович
Священник

Дата рождения

Священник Николай Лебедевский, беспорочно прослуживший всю жизнь на сельском приходе — один из первых саратовских страстотерпцев — был убит в ночь с 19 на 20 мая (по старому стилю) 1918 года.



Священник Николай Лебедевский[1]

Николай Александрович Лебедевский родился 3 мая 1843 года в селе Широком Уступе Аткарского уезда Саратовской губернии в семье священника. По окончании курса Саратовской духовной семинарии, 15 июля 1864 года, он был уволен в Епархиальное ведомство со званием студента и с аттестатом первого разряда.

12 октября 1864 года, по прошению, он был определен на место причетника к Успенскому собору города Царицына, 2 февраля 1865 года перемещен на ту же должность к Введенской церкви Саратова.

На праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1865 года, святитель Иоанникий II (Руднев; † 1900), епископ Саратовский и Царицынский[2], совершил хиротонию Николая Лебедевского во иерея. Новопоставленный священник был определен на служение к храму во имя святого великомученика Димитрия Солунского села Дуровки Сердобского уезда Саратовской губернии. Храм, в котором отец Николай начал свое служение, был вторым храмом в Дуровке, население которой составляло почти шесть тысяч человек, при этом в селе (что было сравнительной редкостью) не числилось ни раскольников, ни инославных, ни иноверцев — все сельчане были чадами Православной Церкви. Деревянный однопрестольный храм, с деревянной же колокольней, был построен в 1848 году тщанием прихожан (по данным 1912 года, в приходе состояло 1812 человек). Причту предоставлялись церковные дома, жалованья священник получал 300 рублей в год.

«За усердие и благоуспешный сбор в пользу бедных духовного звания» отцу Николаю 12 мая 1870 года была объявлена признательность епархиального начальства, причем ему было присвоено звание сотрудника епархиального попечительства. 6 марта 1874 года отец Николай получает свою первую церковную награду — набедренник, с формулировкой «за ревностное служение Церкви Божией при честном поведении».

27 октября 1873 года он был утвержден помощником настоятеля Дуровско-Крюковского прихода. Приход, помимо Дуровки, включал еще село Крюковку (с каменным храмом во имя святителя Христова Николая), сельцо Тамалу (с деревянной церковью-школой также во имя святителя Николая), тринадцать приписных деревень и приписной хутор.

Четыре года спустя, 7 октября 1877 года, отец Николай утверждается в должности старшего помощника благочинного II округа Сердобского уезда. Через полтора года, 22 февраля 1879 года, ему была вновь объявлена  признательность Саратовского епархиального начальства, на сей раз — за попечение о своем приходском храме, а еще через год, 20 апреля 1880 года, священник был Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой скуфьей «по удостоению Святейшего Синода».

Отличительной чертой пастырской деятельности отца Николая была его неустанная забота о храме, в котором он служил. Трижды ему преподавалось благословение Святейшего Синода за попечение о своем храме: 16 марта 1884 года — за пожертвование на благоукрашение приходской церкви, 25 сентября 1892 года — за пожертвование в приходскую церковь дома, с выдачею установленной грамоты за № 17200, 15 апреля 1900 года — за пожертвование на постройку колокольни приходской церкви.

14 октября 1882 года отец Николай получил, по распоряжению Преосвященного епископа Павла (Вильчинского; † 1908), знак Красного Креста и свидетельство за № 30331.

За заслуги по Духовному ведомству отец Николай получил «по удостоению Святейшего Синода» ряд церковных наград: 17 апреля 1888 года он был награжден бархатной камилавкой, 16 апреля 1896 года Всемилостивейше награжден наперсным крестом.

С 15 октября 1898 года, по определению Преосвященного епископа Николая (Налимова; † 1914), отец Николай временно исправлял должность благочинного II округа Сердобского уезда. В этой должности он состоял до 7 февраля 1900 года.

Обширна была и его педагогическая деятельность. По резолюции Преосвященного Павла за № 264 от 19 октября 1884 года отец Николай был определен законоучителем при церковно-приходской школе соседнего с Дуровкой сельца Рящина.

Из отчета Саратовского епархиального училищного Совета о церковно-приходских школах в Саратовской епархии за 1886–1887 учебный год: «Церковно-приходская школа в сельце Рящине, открытая в ноябре 1885 года, помещается в особом здании, принадлежащем местному землевладельцу, попечителю школы, штаб-ротмистру Ст. Козловскому. Обучалось в ней 48 мальчиков и 11 девочек. Обучали в ней Закону Божию приходский священник Николай Лебедевский, а прочим предметам крестьянин Василий Наумов, имеющий свидетельство на право сельского учителя, последний с жалованьем из местных средств по 15 руб. в месяц. Из сельских школ Рящинская оказывается одною из наиболее благоустроенных, благодаря попечению священника Лебедевского и благорасположенности попечителя Козловского. От него школа содержалась ремонтом, отоплением, освещением, прислугою, книгами и учебными принадлежностями, всего ценностью до 300 рублей. Кроме того, в пользу школы поступило от попечительства и церкви 38 р. 44 к., от разных жертвователей 56 р. 80 к. и от г. Чихачева 50 рублей. При школе основана учительская и ученическая библиотека, имеющая 527 экземпляров учебников и учительских пособий. Из учеников школы формируются хор для пения, под руководством учителя, в храме при Богослужении. Заведующий школою священник Лебедевский свидетельствует о примерной расположенности и любви к обучению детей в церковной школе попечителя ее штаб-ротмистра Ст. Козловского, который, с самого открытия ее, принимал весьма деятельное участие в улучшении постановки ее, для сего щедро жертвуя личные средства. В первый год по открытии школы устроены им 8 пятиместных парт, классная мебель для учителя, куплены учебники и проч., на что израсходовано им более 100 рублей; во второй год г. Козловский дал школе приличное и удобное помещение в одном из своих флигелей, обеспечил школу отоплением, освещением и прочим в счет его же открыты при школе в послеобеденное время занятия переплетным мастерством; под руководством учителя дети научились переплетать книги довольно чисто и прочно; все книги и учебники школы переплетены ими. С глубокою признательностью заведующий школою священник относится и к другому землевладельцу прихожанину Платону Александровичу г. Чихачеву, проживающему в местечке «Каны» в южной Франции, любезно изъявившему готовность жертвовать на благоустройство Рящинской школы ежегодно по 50 рублей и по 25 рублей законоучителю в ней». Упомянутый Платон Александрович Чихачев — (1812, Гатчина — 13 мая 1892, Версаль, Франция) — русский географ, путешественник и альпинист, являлся одним из членов-учредителей Русского географического общества, почётный член Санкт-Петербургского минералогического общества.

В рящинской школе отец Николай Лебедевский преподавал Закон Божий вплоть до 1900 года. В этом селе был выстроен каменный храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

С 25 октября 1885 года по 1895 год он состоял (с утверждения епархиального начальства) наблюдателем за церковно-приходскими школами IV округа Сердобского уезда. Также он был определен законоучителем школ грамоты в приписных к Дуровке деревнях: 7 марта 1887 года в деревне Грязнухе, 5 ноября 1892 года в поселке Никольском. В этих школах Закон Божий отец Николай преподавал по 1899 год. С 1898 года он был определен законоучителем к женской школе при приходской церкви, и исполняющим законоучительскую должность в этой школе он еще числился на 1905 год.

Отдельной строкой в послужном списке батюшки отмечена его миссионерская деятельность: в 1867 году он присоединил к Православию католичку, в 1868 году двух лютеранок, в 1882 году — двух раскольниц-беглопоповок.

Благочинный округа отзывался о своем заместителе так: «В предметах, относящихся к должности, сведущ; поучает прихожан усердно. Поведения отлично хорошего. Судим и штрафован не был и <под следствием и судом> не состоит. Ставленную грамоту и свидетельства на награды имеет». За отцом Николаем числилась недвижимая собственность из 275 десятин земли.

В семье у отца Николая и его матушки, Анны Петровны, было шестеро детей. Их первенец, Надежда, родилась в 1870 году, по окончании курса Саратовского епархиального училища вышла замуж за земского фельдшера. Сыновья, Леонид (родившийся в 1878 году) и Аполлон (он был на шесть лет младше), пошли по стопам отца: старший поступил в Саратовскую духовную семинарию, младший окончил Балашовское духовное училище. О дальнейшей судьбе их, к сожалению, ничего не известно. Средняя дочь, Александра (она родилась в 1880 году), вышла замуж за Алексия Ивановича Покровского, по окончании Саратовской духовной семинарии ставшего священником (он служил сначала в Петровском, а потом в Балашовском уезде). Анфиса, родившаяся в 1882 году, как и сестры, окончила Саратовское епархиальное училище. Младшая дочь отца Николая, Екатерина (она родилась в 1891 году), в 1909 году закончила Саратовский Мариинский институт благородных девиц.

Известно, что в 1912 году шестидесятидевятилетний пастырь продолжал окормлять свой Димитриевский приход, по-прежнему исполняя должность помощника благочинного. Последние документированные данные об отце Николае до октябрьского переворота таковы — Государь Император в феврале 1917 года по докладу синодального обер-прокурора, согласно определению Святейшего Синода «за 50-ти летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией» сопричислил его к ордену святого Владимира IV степени.

Перед октябрьской революцией отец Николай по старости вышел за штат. Местом жительства себе он избрал село Крюковку, где и судил ему Господь встретить страдальческую кончину.

Семидесятипятилетний старец был убит в ночь с 19 на 20 мая (по старому стилю) 1918 года. В статье в «Саратовских епархиальных ведомостях» сообщалось следующее: «Вооруженные грабители в количестве 15 человек ворвались ночью в квартиру покойного и потребовали с него уплаты наличными 200 000 руб. (покойный слыл за богатого человека). Тот, конечно, отказал грабителям в уплате такой колоссальной суммы и предложил им имевшиеся у него 1500 руб. Не получив требуемого, грабители убили о. Лебедевского, затем перерыли все в его квартире, но, кажется, не нашли и тех 1500 руб., которые он предлагал им».

Из Саратовских епархиальных ведомостей 1918 года
Из Саратовских епархиальных ведомостей 1918 года

Официальной причиной нападения на отца Николая, таким образом, была выставлена попытка ограбления, однако необходимо помнить, что подобный «промысел» в те поистине буреносные дни составлял практически исключительно «достояние» дорвавшихся до власти богоборцев. И потому представляется вполне обоснованным вывод приснопамятного иерея Константина Проскурина, писавшего о том, что по смирению и ревностной вере священников отца Николая Лебедевского и отца Владимира Пиксанова (15 июля 2016 года имя священника Владимира было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской), бывших первыми из саратовских страстотерпцев, можно смело заключить о мученичестве во имя Христово и о явлении православным Саратовской епархии усердных и верных предстателей пред Престолом Божиим.

 

Использованные источники:

  1. Клировая ведомость деревянной церкви св. Димитрия Солунского с. Дуровки Сердобского уезда за 1905 год. // Государственный Архив Саратовской области. Ф. 135. Оп. 1. Д. 5671. Л. 2об., 3, 3об., 4, 4об.
  2. Саратовские Епархиальные Ведомости. № 12, 1870.
  3. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 356, 357, 635.
  4. Н. И. Теодорович. История Саратовского Мариинского Института благородных девиц (1854 – 1916 г.). Саратов: Типография Губернского Земства, 1916.
  5. О положении сельского духовенства в настоящее время. // Саратовские Епархиальные Ведомости, №16-18, 1918. С. 213.
  6. Проскурин Константин, священник. Саратовское православное духовенство в 1917-18 гг. // Культура русских и немцев в Поволжском регионе. Вып. 1. Саратов, 1993. С. 35.
  7. В. В. Теплов. Страстотерпцы саратовские. // Саратовские Епархиальные Ведомости, № 1, 1995. С. 14.

 

[1] С добавлениями автора публикуется по: Теплов В. В. Саратовские первомученики: иерей Николай Лебедевский // Духовная культура России: история и современность: сб. / под ред. И. А. Дорошина. — Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2006. С. 212–218.

[2] Преставился в сане митрополита Киевского и Галицкого. 3 июня 1987 года определением Святейшего Патриарха Пимена святитель Иоанникий был прославлен в Соборе святых, в земле Тульской просиявших. День его памяти — 7 (20) июня.

Храмы