Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Митрополит Григорий (Чуков Николай Кириллович)

Дата рождения

Будучи ректором Петроградского богословского института 30 мая 1922 года был арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». 5 июля 1922 был приговорён к высшей мере наказания на «процессе митрополита Вениамина». 3 августа 1922 расстрел был заменён пятью годами тюрьмы со строгой изоляцией. В результате ссылки оказался в г. Саратове. В октябре 1942 возглавил Саратовскую кафедру, которую занимал до 1944 года.



Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков Николай Кириллович)[1] родился 1 февраля 1870 г. в Петрозаводске в крестьянской семье. Начальное образование получил в частной школе, с 1878 г. продолжил учебу в Петрозаводской гимназии. С 11 лет прислуживал в алтаре Успенской церкви при детском приюте, затем в Петропавловском соборе Петрозаводска, где также исполнял послушание иподиакона при Олонецком и Петрозаводском епископе Палладии (Пьянкове) и его преемнике, епископе Павле (Доброхотове). В августе 1884 г. по благословению епископа Павла оставил учебу в гимназии и перешел во 2-й класс Олонецкой духовной семинарии, по окончании которой (1889) назначен надзирателем за учениками и экономом при общежитии Петрозаводского духовного училища. В 1891 г. поступил в СПбДА, где совмещал учебу с обязанностями заведующего читальней и участием в работе «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви», организовавшего беседы с рабочими на заводах и фабриках С.-Петербурга. В 1895 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за сочинение «Образ Мессии по таргуму Ионафана, сына Узиелова» и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

Свящ. Н. К. Чуков. Фотография. 1899 г.
 Свящ. Н. К. Чуков. Фотография. 1899 г.

8 сентября 1895 г. по представлению Олонецкого епископа Павла и при поддержке ректора СПбДА Выборгского и Финляндского архиепископа Антония (Вадковского) назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. 1 мая 1896 г. произведен в коллежские секретари. В том же году женился на выпускнице Олонецкого епархиального женского училища В. Д. Любецкой (1879-1939), от которой у него было 5 детей. 14 апреля 1897 г. рукоположен во иерея с причислением к Петрозаводскому кафедральному собору, служил в церкви Николаевского приюта для девочек. За 15 лет нахождения на должности епархиального наблюдателя добился коренных изменений в системе церковноприходских школ и начального образования Олонецкой епархии: число школ увеличилось вдвое (со 161 до 325), количество учащихся возросло на 82%, при школах открыто 308 б-к. По инициативе о. Николая для духовного просвещения взрослого населения в епархии регулярно проводились воскресные чтения, среднее число к-рых превышало 2 тыс. в год. К 1909 г. все школы грамоты в Олонецкой губернии были преобразованы в одноклассные церковноприходские школы. В 1904 г. награжден наперсным крестом, в том же году на Международной промышленной выставке «Детский мир» в С.-Петербурге удостоен бронзовой медали «За руководительство школами и устройство школьных праздников и чтений». 14 мая 1907 г. возведен в сан протоиерея. В 1911 г. избран представителем от губернского земства на I общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве.

Чуков Николай Кириллович в Петрозавдоске, 1912 год
 В Петрозаводске, 1912 год

1 февр. 1911 г. назначен ректором Петрозаводской духовной семинарии с сохранением руководства церковноприходскими школами. Одновременно являлся председателем епархиального училищного совета и совета Олонецкого епархиального женского училища (1911-1915), представителем духовного ведомства в Олонецком губернском земском собрании (1901-1917) и Петрозаводской городской думе (1914-1917). С 1907 г. секретарь и казначей Олонецкого совета православного Карельского братства по борьбе с панфинско-лютеранской пропагандой. В 1909-1917 гг. председатель Олонецкого совета Карельского братства. В 1912-1915 и 1916-1918 гг. избирался Святейшим Синодом кандидатом от белого духовенства в члены Государственного совета. Был сотрудником в «Олонецких губернских ведомостей» и «Олонецких епархиальных ведомостей» и автором многих публикаций в этих изданиях. С 1911 г. возглавил редакцию газеты «Олонецкая неделя», в 1917 г. назначен редактором неофициальной части «Олонецких епархиальных ведомостей».

Чуков Николай Кириллович в Петрозаводске
Чуков Николай Кириллович в Петрозаводске

Был удостоен ряда государственных и общественных наград, в т. ч. золотым знаком Карельского братства 1-й степени (1910), орденами св. Анны 3-й степени (1910) и св. Владимира 4-й степени (1914). В январе 1915 г. просветительская деятельность протоиерея Николая Чукова получила высокую оценку ревизора Учебного комитета при Святейшем Синоде П. Ф. Полянского (впоследствии митрополит сщмч. Петр (Полянский), Местоблюститель Патриаршего престола).

После издания в январе 1918 г. Советом народных комиссаров декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» протоиерей Николай Чуков опубликовал в «Олонецких епархиальных ведомостях» статью, в которой подверг декрет критике, отметив игнорирование «настроения и отношения к этому вопросу огромных масс населения, которое... несомненно стоит на иной точке зрения в отношении Церкви» и прямо указав на начавшиеся гонения на православной Церковь (Чуков Н. К., прот. Отделение Церкви от государства // Олонецкие ЕВ. 1918. № 3/4. С. 17-20). 7 апреля участвовал в собрании городских учителей, на котором поднимался вопрос об отношении к советской власти. В ночь на 10 апреля того же года арестован в Петрозаводске как «главарь движения против советской власти», через 3 дня освобожден под подписку о невыезде. Постановлением городского исполкома уволен от занимаемых должностей и отстранен от преподавательской деятельности. В мае того же года был в Петрограде, где подал прошение на прием в Петроградскую епархию митр. сщмч. Вениамину (Казанскому).

28 июня — 5 июля 1918 г. руководил XXV чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян, на к-ром был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь арестован, освобожден 12 июля с высылкой за пределы Олонецкой губернии «за недоброжелательное отношение к советской власти». 2 месяца проживал в Оятском Введенском монастыре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. для участия в прениях о реформе духовного образования.

В сентябре 1918 г. переехал в Петроград, где из-за отсутствия штатных мест в епархии с 1 ноября работал на должности научного сотрудника северного отделения Комиссии по изучению естественных производительных сил России при АН (до 1922), служил в различных храмах Петрограда. В 1919 г. вошел в инициативную группу по открытию храма св. апостолов Петра и Павла при Петроградском университете; в апреле того же года на собрании прихожан избран настоятелем этого храма и 14 апреля митрополитом Вениамином утвержден на этой должности. С закрытием домового храма при университете добился открытия новой университетской церкви Всех святых, в земле Российской просиявших (Биржевая линия, д. 8, кв. 19), и с 27 августа 1919 по 14 декабря 1920 г. являлся ее настоятелем. 28 декабря 1919 г. избран заместителем благочинного Василеостровского района. В 1920 г. включен в состав правления, с 17 января 1922 г. заместитель председателя Общества православных приходов Петрограда. Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митрополиту Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией.

В октябре 1919 г. вошел в комиссию по организации Петроградского Богословского института, где участвовал в разработке его устава («Положения») и составлении сметы. С открытием института преподавал христианскую педагогику с дидактикой Закона Божия; 23 января 1920 г. избран секретарем ученого совета, 6 февраля — ректором института, 28 марта утвержден в этой должности Священным Синодом и Высшим церковным советом. В связи с избранием ректором подал Олонецкому епископу Евгению (Мерцалову) прошение об освобождении от членства в Олонецком епархиальном совете. 27 июля удостоен ученого звания профессора. В том же году инициировал создание при институте религиозно-философского общества и братства Св. Софии, в собраниях которого принимали участие проф. Ю. П. Новицкий (см. Юрий Новицкий, нмч.), прот. Николай Чепурин, Л. П. Карсавин, Ф. К. Андреев, И. П. Щербов и др. Помимо административной и преподавательской деятельности прот. Н. Чуков проводил внебогослужебные беседы и публичные лекции в Казанском соборе, Богословском институте, Новодевичьем Воскресенском монастыре и ряде храмов Петрограда. 14 декабря 1920 г. по просьбе приходского совета Казанского собора назначен его настоятелем. 17 февраля 1921 г. за труды по организации Богословского ин-та и руководству институтом Патриархом свт. Тихоном награжден правом ношения митры.

С началом кампании по изъятию церковных ценностей 19 марта 1922 г. прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом организовать сбор пожертвований и личных драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора. 21 марта был вызван для допроса в ГПУ, но отпущен с предупреждением не препятствовать работе комиссии по изъятию. С арестом в конце апреля большинства членов Общества православных приходов организовал помощь заключенным. 9 мая в качестве представителя митр. Вениамина присутствовал на заседании комиссии Петроградского Помгола. В середине мая при поддержке АХ и АН безуспешно пытался предотвратить разрушение соборных иконостасов, представлявших историческую и художественную ценность. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из основных обвиняемых по делу «петроградских церковников». 10 июня начался судебный процесс, на котором о. Николай и митр. Вениамин сидели рядом на скамье подсудимых. 4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово; так же как и др. обвиняемые, прот. Н. Чуков виновным себя не признал, подчеркнув, что, «если нужно, я встречу смерть спокойно». 5 июля Петроградским губернским революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 другими обвиняемыми приговорен к расстрелу.

Митрополиты Вениамин (Федченков), Григорий (Чуков) и Л.Н. Парийский
 Митрополиты Вениамин (Федченков), Григорий (Чуков) и Л.Н. Парийский

13 июля Политбюро ЦК РКП(б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина), проф. Новицкого и И. М. Ковшарова (см. Иоанн Ковшаров, нмч.). 3 августа постановлением Президиума ВЦИК прот. Н. Чукову расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в петроградской тюрьме. 24 ноября 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным. 30 ноября выпущен на свободу.

Ввиду захвата Казанского собора обновленцами и самороспуска Богословского института (6 мая 1923), контроль над к-рым стремилось установить обновленческое Петроградское епархиальное управление, прот. Н. Чуков обратился к 1-му викарию Петроградской епархии Лужскому еп. Мануилу (Лемешевскому) с просьбой о причислении сверх штата в клир Воскресения Христова собора в С.-Петербурге. 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в С.-Петербурге с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апреля того же года заведовал Богословскими курсами Центрального городского района, преподавал апологетику и патристику. Одновременно разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах, после регистрации которых 25 сентября 1925 г. избран их ректором. 25 ноября 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за сочинение «Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова».

В мае 1925 г. обновленческий прот. Николай Платонов обратился к еп. Венедикту, протоиереям Н. Чукову, сщмч. Михаилу Чельцову и Н. Чепурину с предложением провести переговоры по вопросу «примирения» и организации «объединительного Собора». В начале июля группа протоиереев представила еп. Венедикту составленный прот. Н. Чепуриным проект (т. н. положения или тезисы) «воссоединения» с обновленцами, допускавший возможность «объединительного Собора» после их присоединения к православной Церкви через покаяние. В августе 1925 г. прот. Н. Чуков посетил в Москве Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского), который указал на недопустимость переговоров с обновленцами и поручил о. Николаю распространить в Ленинграде выпущенное им 28 июля послание «Об отношении к обновленчеству», а также благословил открытие Высших богословских курсов.

Летом 1927 г., после опубликования Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) и Временным Патриаршим Синодом «Декларации», прот. Н. Чуков поддержал выраженную в ней позицию по отношению к государственной власти. Разъясняя в проповедях и других выступлениях необходимость легализации церковного управления для борьбы с обновленческим расколом, он подчеркивал, что, «если стоять на истинно-евангельской точке зрения, что иного отношения к государственной власти и быть не может: Христос повелел воздавать «кесарево кесареви», а апостол Павел учил почитать власть и молиться за нее... Так, наше дело, дело христиан — молитва. Это — наше единственное оружие. Политика, а тем более борьба с властью — не наше дело».

Осенью 1927 г. участвовал в организации и с ноября того же года вошел в состав Временного Ленинградского епархиального совета. Пытаясь противостоять широкому распространению иосифлянства, мн. деятели которого были тесно связаны с Высшими богословскими курсами, 2 февраля 1928 г. прот. Н. Чуков выпустил постановление, запрещавшее студентам под угрозой исключения участвовать в деятельности «отколовшейся от Православной Церкви части духовенства». 31 июля 1928 г. из-за нелегальной деятельности иосифлян под видом занятий одного из кружков Высших богословских курсов постановлением Ленсовета они были закрыты, и прот. Н. Чуков возглавил новую инициативную группу по открытию в Ленинграде Богословского института.

11 июня 1930 г. арестован по т. н. делу акад. С. Ф. Платонова («Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России»). По ходатайству дочери и по просьбе Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия освобожден «за недоказанностью обвинения» в ночь на 14 марта 1931 г. 27 апреля 1932 г. указом митр. Сергия награжден правом служения литургии с отверстыми царскими вратами.

Группа подсудимых в зале суда, проходившего в филармонии
 Группа подсудимых в зале суда, проходившего в филармонии

10 марта 1935 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности, 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к административной высылке на 5 лет из Ленинграда в Саратов, где в течение года безуспешно пытался найти работу. В мае 1936 г. по приглашению приходского совета и с разрешения митр. Сергия возглавил причт церкви Сошествия Святого Духа г. Саратова. В марте 1937 г. по состоянию здоровья вышел за штат. В конце того же года подвергся кратковременному аресту. В 1939 г. овдовел. Во время пребывания в саратовской ссылке активно занимался литературной деятельностью, составлял и редактировал очерк «Мои воспоминания» в 6 частях, охватывавший период с конца XIX в. по 1935 г. В 1936 г. по поручению Ленинградского митр. Алексия (Симанского, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) написал сочинение «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период». В 1940 г. систематизировал проповеди, беседы и другие публичные выступления в Ленинграде (в т. ч. «Беседы об основных началах христианства», «Учение о христианской нравственности», «Жизнь в Церкви Христовой в век апостольский»).

Осенью 1941 г. встречал прибывшего в Саратов архиепископа Андрея (Комарова), вместе с которым ходатайствовал об открытии Свято-Троицкого кафедрального собора. 3 января 1942 г. получил предложение митрополита Сергия об архиерействе, но отказался, сославшись на возможные проблемы с гражданскими властями из-за бывшей судимостей и арестов, а также на желание посвятить остаток жизни своим детям. В середине 1942 г., узнав о гибели 2 сыновей и дочери во время блокады Ленинграда, послал телеграмму митрополиту Сергию с просьбой благословить принятие монашества. 4 сентября телеграммой митрополита Сергия вызван в Ульяновск, где в эвакуации находилась канцелярия Московской Патриархии.

29 сентября 1942 г. указом митр. Сергия определен быть епископом Ульяновским, 11 октября назначен епископом Саратовским. 13 октября во временном Патриаршем Казанском соборе Ульяновска Куйбышевским архиепископом Алексием (Палицыным) пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Григория, просветителя Армении. Хиротонию, состоявшуюся на следующий день, возглавил митрополит Сергий. 15 октября возведен в сан архиепископа во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане. 5 ноября прибыл в Саратов, до середины 1943 г. также временно управлял Астраханской епархией. 8 июля 1943 г. вступил во временное управление Сталинградской епархией с титулом «архиепископ Саратовский и Сталинградский». 14 июля награжден правом ношения креста на клобуке.

Начало его архипастырского служения выпало на тяжелое время военных испытаний. Саратов подвергался массированным бомбардировкам, сопровождавшимся большими жертвами и разрушениями. В этих условиях стараниями архиеп. Григория происходило возрождение церковной жизни. Количество действовавших храмов в Саратовской и Сталинградской епархиях в 1943-1944 гг. увеличилось с 4 до 22; в мае 1944 г. он добился разрешения на открытие в Саратове богословско-пастырских курсов. Поддерживая призывы митр. Сергия, архиепископ постоянно выступал с патриотическими проповедями и воззваниями, организовал в храмах епархии сбор пожертвований в Фонд обороны и на помощь пострадавшим от бомбежек; к 1944 г. Саратовская и Сталинградская епархии внесли в Фонд обороны более 2 млн р. За активную церковно-патриотическую работу был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945).

3 сентября 1943 г. вызван в Москву. После встречи Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия с И. В. Сталиным участвовал в предварительном совещании архиереев по подготовке Архиерейского Собора РПЦ 8 сентября 1943 г., на к-ром архиеп. Григорий представил составленное им «Обращение ко всем христианам мира». 12 сентября во время литургии и интронизации Патриарха Сергия в московском Богоявленском соборе произнес приветственное слово от лица епископата. В тот же день совместно с Горьковским архиеп. Сергием (Гришиным) работал над выпуском № 1 «Журнала Московской Патриархии». 1 октября по поручению Патриарха подготовил проекты организации духовных школ и положения о православном богословском институте и богословско-пастырских курсах, одобренные 22 октября Священным Синодом. 17 окт. — 29 ноября 1943 г. исполнял обязанности управляющего делами Московской Патриархии. С 24 декабря 1943 до 15 февраля 1944 г. временно управлял Тамбовской епархией, где присоединил к РПЦ общины, перешедшие из обновленчества.

В день кончины Патриарха Сергия (15 мая 1944) присутствовал на заседании Священного Синода, утвердившего Патриаршим Местоблюстителем Ленинградского митр. Алексия. 26 мая назначен архиепископом Псковским и Порховским с поручением управления Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиями, с 5 сентября 1944 г. временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с декабря 1944 до июня 1945 г. — Рижской епархией. В числе основных задач архиеп. Григория была повсеместная организация приходской жизни, открытие храмов и замещение клириками вакантных мест. Архиепископ содействовал возвращению и регистрации многих репрессированных и заштатных священников, диаконов, регентов, оказывал им материальную помощь из личных средств. В августе — сентябре 1944 г. в составе комиссии по расследованию злодеяний на оккупированных территориях посетил Псков, Павловский и Гатчинский районы Ленинградской области, Новгород и Боровичи. Стараниями архиеп. Григория часть вывезенного фашистами церковного имущества была возвращена в северо-западные епархии. В декабре 1944 г. посетил Псково-Печерский монастырь, где принял меры по восстановлению деятельности обители.

Активно участвовал в подготовке и проведении Архиерейского Собора РПЦ 21-23 ноября 1944 г. и Поместного Собора РПЦ 1945 г., в т. ч. в составлении Положения о созыве Поместного Собора и в разработке «Положения об управлении Русской Православной Церкви», в которое по его предложению были внесены пункты об организации при Священном Синоде учебного, издательского, хозяйственного и др. отделов. 4 февраля 1945 г. от имени духовенства Ленинградской епархии преподнес в дар новоизбранному Патриарху Алексию I патриаршие куколь и посох.

В марте 1945 г. по поручению Патриарха Алексия совершил поездку в Эстонскую и Рижскую епархии, где воссоединил с РПЦ клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, неканонично перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата во время немецкой оккупации. В апреле 1945 г. возглавил делегацию РПЦ на торжествах примирения Болгарской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом.

7 сентября 1945 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода с оставлением временного управления Псковской и Олонецкой епархиями. Особое внимание митр. Григорий уделял вопросам ремонта и восстановления пострадавших во время войны храмов, для чего при Ленинградском епархиальном управлении им был создан специальный строительный комитет. Уже к 1946 г. было восстановлено 4 приходских, 2 приписных церкви и 1 домовая. К декабрю 1948 г. закончен ремонт зданий Псково-Печерского монастыря, в 1949 г. восстановлен разрушенный фашистами Павловский собор Гатчины. В конце 40-х гг. при Ленинградском епархиальном управлении были открыты свечная и просфорная мастерские, лесозаготовительный отдел по снабжению храмов стройматериалами и дровами для отопления, создан церковнопевческий комитет по подготовке певчих и регентов.

Благодаря настойчивым ходатайствам митр. Григория Церкви были переданы многие отнятые в 20-х гг. святыни, в т. ч. мощи свт. Никиты, еп. Новгородского, блгв. кнг. Анны Новгородской, св. прав. отроков Иоанна и Иакова Менюжских; в 1946 г. в Чернигов возвращены находившиеся в хранилище Исаакиевского собора мощи свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. В 1949 г. властями было удовлетворено ходатайство митрополита о выделении епархии Свято-Духовского корпуса Александро-Невской лавры для размещения в нем Ленинградского епархиального управления и архиерейского дома (до этого митр. Григорий проживал в небольшой комнатке на хорах Никольского собора).

В октябре 1945 г. совершил поездку в Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом) о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и Финляндской Православной Церковью, а также для воссоединения с РПЦ братии Спасо-Преображенского Валаамского муж. монастыря, Коневецкого (Коневского) Рождества Пресвятой Богородицы муж. монастыря и находившихся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) 2 русских общин Хельсинки. 27 февраля 1946 г. митр. Григорию было поручено управление Эстонской епархией и присоединившимися православнми русскими приходами и монастырями Финляндии.

5 апреля 1946 г. назначен председателем Учебного комитета при Священном Синоде. 22 ноября 1945 г. в Ленинграде были открыты Богословско-пастырские курсы с 2-годичным сроком обучения, преобразованные 1 сентября 1946 г. в Ленинградскую духовную семинарию, с одновременным учреждением Ленинградской духовной академии. Торжественное открытие Ленинградских духовных школ состоялось 14 октября того же года в присутствии Патриарха Алексия I. Большая часть средств епархии в течение 5 лет направлялась владыкой на восстановление зданий духовных школ и их содержание. При Ленинградских духовных школах митр. Григорием была организована библиотека, фонды которой к 1948 г. увеличились до 110 тыс. книг. В 1946 г. Богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве также были преобразованы в МДА и МДС. Всего к 1947 г. было открыто 2 духовные академии и 8 духовных семинарий (в Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове, Одессе, Минске, Луцке, Ставрополе). 15 апреля 1949 г. по представлению ЛДА Патриархом Алексием удостоен ученой степени доктора богословия honoris causa. В 1949-1954 гг. под руководством и под редакцией митр. Григория составлялись «Очерки по истории РПЦ новейшего периода» в 2 частях, описывавшие события с 1900 по 1927 г.

4 марта 1949 г. митр. Григорий вторично было поручено управление Олонецкой епархией, с 21 октября — управление Псковской епархией, с 20 декабря — управление Эстонской епархией. 11 ноября 1954 г. согласно прошению освобожден от управления Псковской епархией, а также православными русскими общинами и монастырями в Финляндии.

Помимо управления Ленинградской и др. епархиями, а также руководства Учебным комитетом при Священном Синоде митр. Григорий активно участвовал во внешнецерковной деятельности: в мае 1946 г. сопровождал Патриарха Алексия во время его визита в Болгарию на торжества по случаю 1000-летия монастыря прп. Иоанна Рильского; в августе 1946 г. возглавил делегацию Московского Патриархата на погребении митр. Евлогия (Георгиевского) в Париже, где принял ряд мер для решения проблем, связанных с Западноевропейским Экзархатом РПЦ; в ноябре — декабре того же года совершил поездку по Ближнему Востоку, посетил русские приходы и провел переговоры с Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами; в мае-июне 1947 г. сопровождал Патриарха Алексия во время визита к Румынскому Патриарху Никодиму (Мунтяну). С июля по октября того же года в качестве полномочного представителя Патриарха находился в командировке в США, целью которой были переговоры с Сан-Францисским митр. Феофилом (Пашковским) относительно воссоединения с РПЦ возглавлявшегося им Митрополичьего округа в Сев. Америке и нормализация дел Экзархата Московской Патриархии в Сев. и Юж. Америке. В июле 1948 г. участвовал в торжествах в честь 500-летия автокефалии РПЦ и в работах Совещания представителей Поместных Православных Церквей в Москве 8-18 июля 1948 г., руководил комиссией «Экуменическое движение и православная Церковь». Летом 1950 г. вторично посетил Антиохийский Патриархат, в 1953 г. — Болгарию, где представлял РПЦ на торжествах в честь восстановления Патриаршества и интронизации Болгарского Патриарха. В мае 1952 г. принимал участие в работе конференции всех Церквей и религиозных объединений СССР, посвященной вопросам защиты мира.

7 января 1948 г. указом Патриарха Алексия награжден правом предношения креста за богослужением; в 1950 г., к 80-летию, — правом ношения 2 панагий. Во время зарубежных визитов был удостоен наград Поместных Православных Церквей: ордена св. апостолов Петра и Павла 1-й степени (Антиохийский Патриархат), ордена св. ап. Марка 1-й степени (Александрийский Патриархат), юбилейных медалей Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов и ордена Ливанского кедра 1-й степени. В 1946 г. награжден болгарским правительством орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени.

С выходом постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (7 июля 1954) и усилением антирелигиозных выступлений в печати подготовил Патриарху Алексию докладную записку для передачи в Совет по делам РПЦ, в которой изложил факты нарушений законодательства при закрытии храмов, увеличения числа хулиганских выходок в отношении духовенства и верующих, вандализма и поджогов церквей и молитвенных домов и др., указав в целом на нежелательные результаты антирелигиозной пропаганды. 9 октября 1954 г. на годовом акте ЛДА выступил с речью, резко критикующей действия властей и основные «научные» доводы атеистических публикаций. Твердая позиция Патриарха Алексия, митрополита Григория и ряда других архиереев способствовала принятию постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (10 ноября 1954), осудившего администрирование в отношении верующих и религиозных обществ и остановившего дальнейшее развертывание «воинствующей» антирелигиозной кампании.

Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в.
 Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в.
Митрополит Григорий с правнучкой Лидией. 1955 г.
 Митрополит Григорий с правнучкой Лидией. 1955 г.

В октябре 1955 г. совершил поездку в Румынию на торжества канонизации святых, в Румынской Церкви просиявших, где также провел переговоры с представителями Констанопольского Патриархата относительно статуса Финляндской Православной Церкви. 28 октября, по возвращении в Москву, остановился в здании Московской Патриархии. Скончался 5 ноября 1955 г. в Москве. 6 ноября в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря панихиду над гробом митрополита Григория совершил Патриарх Алексий с сонмом московского духовенства. 8 ноября останки митрополита были доставлены в Ленинград, 11 ноября отпевание, состоявшееся в Николо-Богоявленском соборе, возглавил Минский и Белорусский митрополит Питирим (Свиридов) в сослужении 5 архиереев и духовенства епархии. 27 августа 1961 г. прах митрополита Григория был перезахоронен из Крестовой митрополичьей церкви в крипте Троицкого собора Александро-Невской лавры.

 

[1] Подготовлено Л. К. Александровой-Чуковой, публикация см.: http://www.pravenc.ru/text/166689.html