Храмы, иконка Храмы
Саратовской митрополии, с которыми были связаны судьбы новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших

Храм во имя Святители Алексия Митрополита Московского, кладбищенский

Храм не действующий Волгоград - Городской округ город Волгоград - Волгоградская область
Храм не действующий

Построили и освятили церковь в 1915 году на средства купца М.В. Гурьева. Тогда она стояла на кладбище, а в советское время — на Республиканской улице (ныне улица Рокоссовского). С 5 апреля 1913 года псаломщиком здесь был Иван Петрович Каменский, с 18 июля того же года в храме служит священник Александр Петрович Золотарёв, он заведует 1-ми 2-м православными кладбищами г. Царицына.

6 июня 1920 года здесь прошла панихида по скончавшемуся протоиерею Владимиру Пашину, о чём сообщала газета «Борьба». В 1924 году служат священник Евгений Мегарский и дьякон Благовидов, обновленцы жалуются на них в административный отдел, объявляя верных патриаршей Церкви священнослужителей контрреволюционерами. В конце 20-х годов сюда переносится прах блаженной Марфы Царицынской, ранее похороненной в Свято-Духовом монастыре.

В 1927 году храм при поддержке власти захватывают обновленцы. В это время практически все храмы Сталинграда либо переходят к обновленцам, либо закрываются, верующие, относящие себя к канонической церкви, остаются без места богослужений. Правда, на какое-то время церковь, видимо, снова возвращается в руки тихоновцев (сергианцев): известно, что в 1930 году здесь служит епископ Сталинградский Пётр (Соколов). Впрочем, возможно, это происходило уже перед арестом владыки в 1935 году, когда храм был официально возвращён верующим канонической церкви.

По состоянию на 1 марта 1932 года Алексеевская церковь числится как обновленческо-православная. Несколько тысяч православных сталинградцев жалуются в Москву, прося о выделении им Алексеевского храма, так как большинство его прихожан оставались верны Московской патриархии. Вероятно, они понимали также, что крупный храм им не вернут, а небольшую кладбищенскую церковь выпросить у власти можно.

В июле 1933 года приходит положительный ответ за подписью Иосифа Виссарионовича Сталина, он рекомендует горсовету отдать верующим эту церковь. Первая служба во вновь освящённом храме проходит 26 июля 1933 года.

Обновленцы, не согласившись с таким решением, обвиняли «сергиевцев» в самочинном захвате храма, в том, что им помогал в этом бывший обновленческий протодьякон Пётр Златорунский. В 1935 году его на три года отправляют в Сиблаг.

Настоятелем храма становится иерей Алексей Сердобольской, дьяконом служит Пётр Алексеевич Златорунский, председателем церковного совета — Маркел Денисович Сокирко, а ктитором — некто Иван Киприянович. Священнослужителей в 1935 году арестовали вместе с владыкой Петром. Пребывавшие при храме монашки Антония, Вера, Дорофея пекли просфоры, у входа сидели нищий иеромонах Кирилл и слепой монах Михаил. Церковь посещали представители сохранившейся в городе группы последователей иеромонаха Илиодора. Приезжали в архиерейский храм верующие из других церквей Сталинградской области: из сёл Рынок, Журавка, Саламатино.

С конца 1935 года в церкви служил епископ Сталинградский Антоний (Романовский), но уже в ноябре 1936 года его арестовали вместе с большой группой верующих и на следующий год выслали в трудколонию в Самарканд.

По воспоминаниям местных жителей, служил тогда в храме и некий священник Николай, а в церковном хоре пели артисты театра музыкальной комедии.

В храме устраивает свою резиденцию поставленный в январе 1937 году епископом Сталинградским Филипп (Перов). В разгар гонений он был единственным каноническим архиереем в Сталинграде, что большевиков, уже осознавших провал обновленческого раскола, не устраивало. Начинаются мелкие придирки и бюрократические проволочки. Власти ищут повода для того, чтобы закрыть храм.

В августе 1939 года горсовет потребовал от общины документы о входящих в двадцатку и получил их. Тогда власти запросили индивидуальные заявления, получив которые, велели исправить их состав, оставив лишь проживающих в Дзержинском районе. Сроки специально отвели минимальные, и верующие не успели. 17 августа договор расторгается.

Президиум облисполкома решением от 19 октября 1939 года постановил закрыть храм, здание использовать под библиотеку и красный уголок для жителей посёлка имени Максима Горького. Последние проживали в 17 километрах от церкви и, естественно, пользоваться достижениями коммунистической культуры не спешили.

Тогда решили передать помещение артели имени 26-й годовщины Октября под пошивочную мастерскую, но сперва не нашли средств для переоборудования. Были планы создать в храме краеведческий музей, но их тоже осуществить не удалось. Храм ликвидировали, но местные власти постоянно помнили о письме И.В. Сталина, поэтому решили подстраховаться, тем более что прихожане подавали жалобы в Президиум Верховного Совета СССР. И вот в конце 30-х годов власти направляют протокол о закрытии церкви в столицу, и 26 марта 1940 года правильность решения горсовета подтверждается в Москве. Несмотря на протесты верующих, храм им так и не вернули, всё же разместив в нём швейную мастерскую.

С началом Сталинградской битвы на кладбище обосновались огневые позиции «Катюш», а с колокольни церкви наши артиллеристы корректировали огонь батарей по последним оплотам фашистской обороны (об этом вспоминал гвардии сержант 498-го гаубичного артполка Н.С. Ермаков, чей наблюдательный пункт и располагался там).

А один из детей осажденного города — Юрий Панченко — в своих воспоминаниях «163 дня на улицах Сталинграда», опубликованных в газете «Гражданские ведомости» в феврале 2003 года, также пишет об этом месте: «разбитая часовенка, присматриваясь к неотпетым пока, живым покойничкам, обещала никого не забыть, поскольку бескомпромиссные мстители в серых шинелях полукольцом охватили тюрьму, психбольницу и кладбище».

По словам Ю.Н. Панченко, церковь была сложена из красного кирпича.

Месторасположение указано приблизительно.

Источник:  http://www.vidania.ru/temple/temple_volgogradskaya/alekseevskaya_kladbishenskaya_cerkov_v_caricyne.html