Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Корчагин Яков Васильевич
Мирянин

Дата рождения

Плотник на разных работах в Вольске арестован 9.09.40 г. Вольским РО НКВД за участие в к/р группировке религиозной направленности. 26 ноября 1940 года ОСО при НКВД СССР приговорен к ссылке в Красноярский край сроком на пять лет. 31.08.89 г. реабилитирован по Указу ПВС СССР от 16.01.89 г.



Яков Корчагин
 Яков Корчагин

Яков Васильевич Корчагин[1] родился в 1874 году в крестьянской семье, уроженец с. Старый Чирчим Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне в Камешкирском районе Пензенской области), русский, б/п, верующий ПХЦ.

Окончил сельскую школу. До революции занимался хлебопашеством. После революции имели с братом маслобойку, сезонных рабочих. В 1933 году лишался избирательных прав «за эксплуатацию чужого труда и как владелец собственной земли». С 1933 году уехал из с. Ст. Чиричим и работал плотником на разных работах в Вольске.

В семье была дочь Мария Яковлевна Новичкова замужем за Филиппом Андреевичем, который работает пильщиком, у них в семье четверо детей. Перед арестом проживал в г. Вольске по адресу: Ветеринарный переулок, д. № 2.

Арестован 9.09.40 г. Вольским ГО НКВД за участие в к/р группировке религиозной направленности. Все участники группового дела содержались в Вольской тюрьме № 4 Саратовской области. При аресте изъяты деньги в сумме 617 руб, 5 церковных книг, молитвенник, иконка, нож складной, очки, ложечка чайная и др.

23 сентября было составлено и предъявлено обвинение, что «КОРЧАГИН Яков Васильевич будучи враждебно настроен к существующему строю, являлся активным участником контрреволюционной церковной организации созданной попом БАННОВЫМ В. В., являлся участником на контрреволюционных сборищах». Он был привлечен в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 10–11 УК РСФСР.

19 октября 1940 года было принято постановление об окончании дела следствием и предъявлено обвиняемым материалов расследования. Материалов расследования, «уличающих в преступной деятельности» было собрано «вполне достаточно для предания суду».

Обвинительное заключение было подписано 24 октября 1940 года. 22 ноября дело было направлено на рассмотрение особого совещания.

26 ноября 1940 года согласно выписке из протокола особого совещания при НКВД СССР «за участие в антисоветской организации — сослать в Красноярский край сроком на пять лет».

После ссылки вернулся и жил в Вольске, был прихожанином Благовещенской церкви, скончался 12 августа 1954 года и похоронен в г. Вольске.

31.08.89 г. реабилитирован по Указу ПВС СССР от 16.01.89 г.

Воспоминания о дедушке иерея Павла Новичкова, клирика Покровского храма города Петровска

О дедушке я помню только то, как его хоронили. Был солнечный, ясный денёк, летний, и я с кем-то сидел на крыльце и смотрел, как отпевали моего дедушку во дворе нашего дома. Мне в то время было три года.

Священник с кадилом ходил вокруг гроба. Народа было много, все вокруг гроба стояли. Ладан дымился. А остальное все только по рассказам.

Мои родители — отец Новичков Филипп Андреевич, 1908 г. и мама Новичкова (Корчагина) Мария Яковлевна 1910 г. жили в селе Старый Чирчим. Когда переехали в Вольск точно не знаю. Я был самым младшим в семье. У родителей было семеро детей. Алексей 29-го года, потом Володя 31-го года, потом была Евдокия (Татьяна) 35-го года, потом Верочка 37-го года, потом Петр  40-го года. Шестой был Александр 46-го года и я  51-го года.  Вот, семь человек нас было.

А еще переехала из Чирчима младшая сестра моего отца — Мария Андреевна Новичкова (1927 года рождения) и жила до замужества в семье моего отца. В то время она была сирота. Еще у отца были родные сестра Анна 1914 года рождения (после войны жила в Виннице на Украине, замужем) и братья Алексей 1922 года рождения и Николай, 1925 года рождения. Оба пропали без вести под Киевом в 1941 году.

Верочка умерла в 40-м году. И в 40-м году родился Петр и в этом же году арестовали дедушку.  Вот сколько на 40-й год выпало всяких событий. Одна умерла, другой родился, третьего сослали.

В 50-е годы меня мама водила в Благовещенский храм. Она сама часто ходила в храм и меня водила. Мне в храме очень нравилось. Помню иконы там на стенах и киотах были. Они мне часто снились. Снилось то, что как будто я среди этих людей, которые на иконах изображены были.

Из всех разговоров о дедушке, я помню только то, что дедушка был осужден  за веру. Не за какие-то там преступления, а за веру. Ему присудили высылку в Сибирь на пять лет. В 40-м году его выслали, а вернулся он в начале пятидесятых годов, более чем через десять лет. Вот, когда его хоронили, помню. Помню еще, что у него был сундук деревянный, в котором у него все хранилось: книги, всякие дорогие для него вещи. Книг у него было много церковных. И сам он их переписывал. У него в сундуке были эти книги, тетради, разноцветные чернила, карандаши. Вот и на фотографии он с книгой какой-то. Явно с церковной.

Мне рассказывали, как дедушку арестовали. Не было открытых церквей в то время в Вольске. Все церкви были закрыты. Заняты чем-то или разрушены. И верующие, собирались в домах у себя и там молились, общались. И вот кто-то донес на них.

Почему дедушку назвали кулаком? И мать и тетя Маша (сестра отца) говорили, что у дедушки своя маслобойка была.

Про семью Якова Васильевича знаю только, что жена была Татьяна, которая умерла в 1933 году и одна дочь — Мария (моя мама). В Вольск Яков Васильевич переехал вдовцом, после 35-го года в семью своей дочери Марии.

И когда мне попалась книга «Саратовские подвижники» я начал читать, потом внимательно изучать когда его арестовали, потом смотрел, выбирал, кто еще из вольских был арестован и с кем в один день суд был. Выписку делал, пытался найти родственников арестованных в Вольске.

Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного
Протокол тройки
Протокол тройки

[1] Подготовлено по: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Архивное уголовное дело № ОФ-27112; воспоминания иерея Павла Новичкова. Подготовил В. В. Теплов.