Имена, иконка Имена
новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии

Беляков Андрей Васильевич
Священник

Дата рождения

С 1926 года псаломщик, затем священник в разных селах: Вязовке, Новой Жуковке, Толстовке и Белом Ключе, с 1931 года священник Михаило-Архангельской церкви с. Елховка. 28.06.35 г. арестован Куриловским РО НКВД за а/с агитацию среди верующих, отпущен под подписку о невыезде. 19 июня 1936 года по постановлению уполномоченного Куриловского РО УНКВД УГБ НКВД по Саратовскому краю был привлечен в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 10 УК РСФСР. 28 августа 1936 г. выездной сессией Спецколлегии Саркрайсуда в г. Вольске осужден к 5 годам лишения свободы и поражен в правах сроком на 3 года. Реабилитирован 11 января 1993 года.



Священник Андрей Васильевич Беляков[1], родился 12 октября 1905 года в с. Трескино Сердобского уезда Саратовской области (ныне — деревня Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области), русский, из крестьян «родные занимались хлебопашеством».

До революции у семьи были: лошадь, корова, 2 овцы, 1,5 десятин земли.

Окончил церковно-приходскую школу, сапожничал. «Подготовкой и дальнейшим духовным образованием руководил поп Цветков». С 1926 года служитель культа — псаломщик, затем священник в разных селах: Вязовке, Новой Жуковке, Толстовке и Белом Ключе (временно).

Беспартийный, не служил, состоит в тылоополчении. В 1931 году судился за неявку в военотдел к призыву, приговорен к штрафу 500 р. Отец жены священник Феодор Федорович Дроздов (1883–1937), студент семинарии, законоучитель с 1906 по 1912 год священник в с. Букатовка Вольского уезда Саратовской губернии. На 1930 год священник Казанской церкви села Базарный Карбулак Вольского округа Нижне-Волжского Края. В 1930 году отец Феодор был сослан на 10 лет  по ст. 58, отец Андрей «держит с ним письменную связь». Сергей Федорович Дроздов — сын о. Феодора —  работает на судоремонтном заводе в г. Астрахань с супругой Антониной, в девичестве Чирковой.

Состав семьи на момент ареста: супруга Анастасия Федоровна родилась 25 января 1908 года, уроженка с. Букатовка Вольского уезда Саратовской губернии, в семье был один ребенок — 8 месяцев.

Сохранился протокол общего собрания коллектива верующих Михаило-Архангельской церкви с. Елховка от 18 февраля / 3 марта 1931 года в количестве 206 человек под председательством Трофима Морева. На этом собрании было сообщено председателем о поступлении священника, присланного «самим Митрополитом Серафимом Саратовским» и решено собранием за квартиру и отопление и все налоги за него обязались платить.

Протокол общего собрания коллектива верующих 1931 года
Протокол общего собрания коллектива верующих 1931 года

С 1931 года по момент ареста священник Михаило-Архангельской церкви с. Елховка Куриловского района Саратовской области (ныне Вольского района). Общался со священниками Митеневым (Ново-Жуковской церкви), благочинным Цветковым (Вязовская церковь), Малиновским (из Казаковки), Городневым (из Широковки). Встречался 11 июня 1935 года с епископом Вольским Георгием (Садковским), который его благословил на сбор денег на камилавки, миро и канцелярию епархии по храмам Куриловского района.

газета Ударник полей № 17 появилась заметка1935 года
Газета «Ударник полей» № 17 1935 года

17 апреля 1935 года в газете «Ударник полей» № 17 появилась заметка А. Гарцева «Там, где нет большевистской работы — орудует классовый враг». В ней содержались следующие обвинения: «Массовая работа среди колхозников предоставлена попу Белякову, который ведет усиленную агитацию против колхоза. В своих проповедях он агитирует среди колхозников, что «церковь скоро соединится с государством — скоро будет все по старому». Свою антисоветскую пропаганду поп Беляков ведет открыто, пытаясь даже обработать руководителей села, представителей района и МТС. Так, в беседе с ними он убеждает, что «скоро небо сойдется с землею, о чем пишут советские газеты, что на луне поют… поют архангелы». Здесь он упоминает пару слов о папе римском «пие XI» и в заключение доказывает, что «христос — коммунист». Отдельные колхозники эту антисоветскую пропаганду применяют на практике колхозной дезорганизации». Заключалась статья следующим советом: «Районным организациям надо поглубже всмотреться в дела ЕЛХОВКИ и принять необходимые меры по развертыванию подлинной большевистской работы в Елховке, чтобы дать отпор антисоветской контрреволюционной пропаганде и сломить кулацкий саботаж».

18 апреля состоялось заседание пленума Елховского сельсовета совместно с активом села. После обсуждения заметки в газете «Ударник полей» священник Андрей Беляков был обвинен в срыве работ и разложении трудовой дисциплины. Пленум постановил: «Привлечь Белякова к ответственности за кулацкую агитацию против советской власти и партии к уголовной ответственности».

Протокол собрания церковного совета 24 марта 1935 года
Протокол собрания церковного совета 24 марта 1935 года

На собрании церковного совета 24 марта 1935 года было решено отдать только 1 колокол из храма.

22 мая пленум Елховского сельсовета постановил, в связи отношения райфо о снятии колоколов, снять все имеющиеся колокола в церкви за исключением одного. Утром 23 мая 1935 года в селе состоялось массовое выступление женщин у церкви собралось 50–60 женщин, которые кричали «не дадим снимать колоколов». Уполномоченный был стащен с колокольни и прогнан, таким образом снятие всех колоколов было приостановлено. Чуть позже все колокола были сняты.

28.06.35 г. арестован Куриловским РО НКВД за а/с агитацию среди верующих. При аресте изъято: тетрадь с записями «совершен. таинства «брака»», облигации на сумму 622 р. 50 коп., письма от С. Ф. Дроздова и др. Облигации были конфискованы и сданы в Криловскую райсбергкассу.

Находился в КПЗ. 7 сентября 1935 года освобожден под подписку о невыезде. Продолжил служить в храме с. Елховка. Допросы в качестве обвиняемого продолжались в течение начала 1936 года.

22 января 1936 года ему было объявлено об окончании дела обвиняемого по ст. 58. п. 11 и направлении к прокурору Куриловского района.

Было составлено обвинительное заключение на обвиняемых: БЕЛЯКОВА Андрея Васильевича, КУЗНЕЦОВУ Варвару Алексеевну, МОРЕВА Трофима Ивановича, РОМАНОВА Ивана Ильича, КАЛИНИНУ Евдокию Ивановну, МОРЕВУ Анастасию Ефимовну по ст. 58, п. 10 УК РСФСР, в котором говорилось:

«Произведенным расследованием установлено, что поп БЕЛЯКОВ Андрей Васильевич и церковники КУЗНЕЦОВА Варвара Сергеевна, МОРЕВ Трофим Иванович, РОМАНОВ Иван Ильич, КАЛИНИНА Евдокия Ивановна и МОРЕВА Анастасия Ефимовна провели к.-р. агитацию среди женщин, в то же время используя их религиозные предрассудки, в результате чего женщины выступили и протестовали против снятия колоколов. До этого указанная группа церковников на своем сборище в церкви по инициативе попа БЕЛЯКОВА провели собрание, где договорились о несдаче колоколов государству. Кроме того, указанная группа в повседневной своей к.-р. работе проводила антисоветскую агитацию, направленную на развал работы в колхозе, а также поп БЕЛЯКОВ использовал в своей проповеди».

Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного
Анкета арестованного

Дело через Куриловского райпрокурора, который утвердил обвинительное заключение 28 января 1936 года, было направлено в Спецколлегию Крайсуда.

Приговор от 22 января 1936 года
Приговор от 28 августа 1936 года
Приговор от 22 января 1936 года
Приговор от от 28 августа 1936 года

8 апреля 1936 года было утверждено заключение по делу обвиняемых, в котором утверждалась их виновность. Дело было направлено на рассмотрение спецколлегии  Крайсуда.

Однако в заключении от 15 мая 1936 года помощник прокурора края по спецделам, отметил по делу нарушение норм УПК и неосновательную волокиту — предъявив обвиняемым материал об окончании следствия в июле 1935 года снова продолжал следственные действия в 1936 году, вследствие этого дело с 19 июля 35 г. по 21 января 1935 г., т.е. в течение 6-ти мес. лежало без всякого движения. Также он отметил, что 1. Призыв колхозников ходить в церковь сам по себе еще не является к/р агитацией. 2. Сопротивление оказанное уполномоченному при снятии колоколов также не может служить основанием для квалификации преступления по ст. 58-10 УК. 3. Других же доказательств изобличающих обвиняемых  в к/р действиях — по делу не добыто.

Тем не менее 31 мая 1936 г. заместителем начальника управления НКВД по Саратовскому краю было утверждено заключение, в котором утверждалось, что 1) Контр-революционная деятельность попа БЕЛЯКОВА следствием вполне установлена. 2) В отношении обвиняемых МОРЕВОЙ А. Е., КУЗНЕЦОВОЙ В. А.  в деле имеются серьезные данные, которые свидетельствуют  об активном участии этих лиц совместно с обв. БЕЛИКОВЫМ в организации в с. Елховке в 1935 году массового выступления жителей направленного на оказание сопротивления мероприятиям органов советской власти.

19 июня 1936 года по постановлению уполномоченного Куриловского РО УНКВД УГБ НКВД по Саратовскому краю Андрей Васильевич Беляков был привлечен в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, мерой пресечения способов уклонения  от следствия и суда было избрано содержание под стражей в Вольской тюрьме. В тот же день он был арестован.

20 июня 1936 года ему было объявлено об окончании следствия.

3 июля 1936 года оперуполномоченный 4 отд. СПО УГБ УНКВД по Саратовскому краю рассмотрев дело нашел, что «дополнительными следственными материалами антисоветская деятельность попа БЕЛЯКОВА и КУЗНЕЦОВОЙ вполне установлена. Установлена также их виновность в организации массового выступления церковников на почве снятия колоколов, активное участие в котором проявляли и обвиняемые КАЛИНИНА и МОРЕВА». Дело было направлено на рассмотрение Спецколлегии Крайсуда. 22 июля 1936 года и. о. пом. прокурора Саратовского края по спецделам нашел, что «сопротивление снятию колоколов с церкви еще не является по существу достаточным основанием для предания указанных лиц суду по ст. 58-10 УК, т.к. проявленные обвиняемыми действия являются следствием невежественности и культурной отсталости» постановил уголовное дело в отношении КУЗНЕЦОВОЙ Варвары Алексеевны, КАЛИНИНОЙ Евдокии Ивановны и МОРЕВОЙ Анастасии Ефимовны производством прекратить за недостаточностью собранных по делу доказательств для преданиях их суду.

Фото из следственного дела. Предположительно, слева направо священник Феодор Дроздов, его дочь Анастасия и ее супруг будущий священник Андрей Беляков
 Фото из следственного дела. Предположительно, слева направо священник Феодор Дроздов, его дочь Анастасия и ее супруг будущий священник Андрей Беляков

31 июля 1936 года выездная сессия Спецколлегии Саркрайсуда в г. Вольске в виду неявки свидетелей дело по обвинению А. В. Белякова по ст. 58-10 слушанием было отложено.

28 августа 1936 г. выездная сессия Спецколлегии Саркрайсуда в г. Вольске после закрытого судебного разбирательства вынесла приговор: осужден к 5 годам лишения свободы и поразить в правах сроком на 3 года.

Реабилитирован 11 января 1993 года согласно ст. 3 п. «а» и ст. 5 п. «а» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года.

В 1938 году была арестована супруга священника Анастасия Фёдоровна Белякова. На момент ареста проживала в с. Елховка Куриловского района Саратовской области. До ареста — без определенных занятий. Арестована за а/с агитацию 10 февраля 1938 года. Постановлением УНКВД по Саратовской области 15 апреля 1941 года освобождена из-под стражи за недостаточностью улик. (Архивное уголовное дело № ОФ-26762).

 

 

[1] Подготовлено по: Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № 3984 (не по последней нумерации). Подготовил В. В. Теплов.